Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Дурневой С.Н, Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации города Судака Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок по кассационной жалобе ФИО1 на решение Судакского городского суда Республики Крым от 3 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратился с иском к администрации города Судака Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок.
В обоснование своих требований истец указал на то, что решением исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов от 25 ноября 1992 года N 369 утвержден проект застройки кооперативом "Май" микрорайона "Долинный" в городе Судаке на земельном участке 3, 4 га. Этим же решением выделен под индивидуальную застройку 51 земельный участок и разрешено строительство. Участок общей площадью 525 кв.м выделен ФИО6 Согласно Акту от 10 декабря 1992 года границы указанного выше участка вынесены в натуре. Участок получил юридический адрес: "адрес". 8 ноября 2011 года ФИО6 умерла. Решением Судакского городского суда от 4 сентября 2012 года за истцом и ФИО2 признаны в порядке наследования права и обязанности застройщика, которыми обладала ФИО6 Согласно техническому паспорту на усадебный (индивидуальный) жилой дом, изготовленному 16 декабря 2011 года органами БТИ, постройка состоит из жилых и нежилых помещений общей площадью 200, 1 кв.м. Земельный участок передан в аренду истцам, которые в настоящее время желают оформить данный земельный участок в собственность, однако во внесудебном порядке это сделать не представляется возможным.
Истец просил признать за ним и его дочерью ФИО2 право на завершение оформления прав собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:23:001:50:94 общей площадью 609 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 3 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 декабря 2020 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Представители ответчика, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего спора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 1992 года N 369 утвержден проект застройки кооперативом "Май" микрорайона "Долинный" в городе Судаке, под индивидуальную застройку выделен 51 земельный участок и разрешено строительство типовых жилых домов.
Указанным решением ФИО6 выделен земельный участок N 1 площадью 525 кв.м под индивидуальное жилищное строительство, границы которого вынесены в натуре 10 декабря 1992 года.
На основании решения исполнительного комитета Судакского городского совета N 75 от 12 февраля 1999 года земельному участку N 1 в жилом квартале кооператива "Май" присвоен юридический адрес: "адрес".
08 ноября 2011 года ФИО6 умерла.
Согласно техническому паспорту, изготовленному Крымским республиканским предприятием регистрации и технической инвентаризации города Судака" 16 декабря 2011 года, усадебный (индивидуальный) жилой дом, расположенный по "адрес" состоит из жилых и нежилых помещений общей площадью 200, 1 кв.м.
Вступившим в законную силу решением Судакского городского суда от 04 сентября 2012 года за ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 признаны в порядке наследования права и обязанности застройщика после умершей 08 ноября 2011 года ФИО6 на объект застройки, расположенный на земельном участке, который выделен под строительство и обслуживание жилого дома и находится по адресу: "адрес"
В настоящее время земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N. Право собственности на указанный земельный участок общей площадью 609+/-5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" зарегистрировано 21 октября 2015 года за Муниципальным образованием городской округ Судак Республики Крым.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления ФИО6 спорный земельный участок в собственность не передавался, своим правом на его оформление в собственность она не воспользовалась, на момент её смерти у нее отсутствовали права на расположенные на земельном участке постройки, истцы окончили строительство и зарегистрировали свои права на жилой дом после марта 2014 года, а между сторонами в настоящее время заключен договор аренды спорного земельного участка и основания для его расторжения отсутствуют.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции согласился Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
В силу части 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, при этом в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю на день открытия наследства, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, вещи и другое имущество включаются в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право. Необходимость существования права на вещь подтверждается указанием на то, что в состав наследства могут входить лишь принадлежавшие наследодателю вещи. Такая принадлежность устанавливается в праве посредством правонаделения и может быть подтверждена правоустанавливающими документами.
Отсутствие права на вещь у наследодателя не может привести к появлению права на нее у наследника.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных данным Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Субъективное право постоянного пользования земельным участком существенно отличается от субъективного права собственности на землю и субъективного права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Таким образом, по общему правилу земельный участок может входить в состав наследства и, соответственно, переходить по наследству лишь в том случае, если он принадлежит наследодателю на праве собственности либо праве пожизненного наследуемого владения, но не на ином праве.
Если наследодатель обратился с заявлением о передаче ему земельного участка в собственность, но умер до вынесения соответствующего решения, принимая во внимание, что право на его приобретение в собственность является безусловным, такой участок можно рассматривать как объект недвижимости, подлежащий наследованию на общих основаниях.
Согласно части 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Наследование недвижимого имущества определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, - по российскому праву.
Таким образом, право, подлежащее применению к наследственным правоотношениям в случае, когда наследодатель проживал на территории Крыма, определяется в зависимости от момента открытия наследства - до или после даты принятия Республики Крым в Российскую Федерацию.
В случае смерти наследодателя до 18 марта 2014 года к наследованию имущества такого гражданина применяются нормы материального права Украины о наследовании, действовавшие в момент открытия наследства в Украине. В частности этими нормами определяется круг наследников, очередность призвания к наследованию наследников по закону и их доли, порядок, способы и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
С учетом приведенных норм права, учитывая, что время открытия наследства имело место до 18 марта 2014 года, местом открытия наследства являлась территория Украины, подлежат применению нормы этого государства, что не противоречит разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам и наследовании", в пункте 12 которого указано, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства.
В рассматриваемых правоотношениях с учетом времени открытия наследства (2011 год) подлежит применению законодательство Украины, действующее в момент возникновения спорных правоотношений.
В Земельном кодексе Украинской ССР от 18 декабря 1990 года появилась новая форма владения землей - пожизненное наследуемое владение, которое предоставлялось гражданам, в частности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий, в случае получения в наследство жилого дома или его приобретения и т.п, и постоянное владение, которое предоставлялось колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям.
Земельный кодекс Украины (в редакции от 13 марта 1992 года) закрепил право коллективной и частной собственности граждан на землю, в частности право граждан на бесплатное получение в собственность земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства и т.п. (статья 6).
Наряду с введением частной собственности на землю гражданам по их выбору обеспечивалась возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды, пожизненного наследственного владения или временного пользования.
При этом в любом случае исключалось как автоматическое изменение титулов права на землю, так и любое ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением правового титула.
Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 года, определилправо постоянного пользования земельным участком как право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (часть первая статьи 92).
Статья 92 Земельного кодекса Украины не ограничивает и не отменяет действовавшее право постоянного пользования земельными участками, приобретенное гражданами в установленных законодательством случаях по состоянию на 1 января 2002 года, до его переоформления.
Согласно пункту 6 раздела X "Переходные положения" Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица, которые имеют в постоянном пользовании земельные участки, но согласно этому Кодексу не могут иметь их на таком праве, должны были до 1 января 2005 года переоформить в установленном порядке право собственности или право аренды на них.
Пункт 6 Переходных положений Земельного кодекса признан Конституционным Судом Украины 22 сентября 2005 года не соответствующим Конституции Украины, поскольку на лиц была возложена обязанность по переоформлению без соответствующего организационного и финансового обеспечения.
Также не соответствующим Конституции Украины был признан пункт 6 Постановления Верховной Рады Украины "О земельной реформе" от 18 декабря 1990 года N 563-XII, которым установлено, что гражданами, которые имеют в пользовании земельные участки, предоставленные им до введения в действие Земельного кодекса Украины, после окончания срока оформления права собственности или права пользования землей ранее предоставленное им право пользования земельным участком утрачивается.
В силу вышеуказанного за земельными участками, находящимися на праве постоянного пользования земельными участками, сохранился титул постоянного пользования и он не подлежал утрате в связи с изменением земельного законодательства Украины.
Такой участок мог быть передан в собственность граждан в соответствии с положениями статьи 116 Земельного кодекса Украины путем приватизации. Передача земельных участков безвозмездно в собственность граждан в пределах норм, определенных этим Кодексом, осуществляется один раз по каждому виду использования.
Статьей 118 Земельного кодекса Украины определен порядок без оплатной приватизации земельных участков гражданами. Так, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, который находится в его пользовании, подает заявление в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 Земельного кодекса Украины. В случае если земельный участок государственной собственности расположен за границами населенных пунктов и не входит в состав соответствующего района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.
Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, которые подтверждают размер земельного участка.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
Частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В силу пункта 1 части 2 статьи 13 Закона N 38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).
Решением 6 сессии 6 созыва Судакского городского совета N 384/6 от 14 апреля 2011 года ФИО6 согласно поданному ею заявлению было дано разрешение на разработку проекта землеустройства для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок, согласно КВЦНЗ код 02.02.01) и передачи участка бесплатно в собственность, а вступившим в законную силу решением Судакского городского суда от 04 сентября 2012 года за ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 признаны в порядке наследования права и обязанности застройщика после умершей 08 ноября 2011 года ФИО6 на указанный объект застройки, расположенный на спорном земельном участке, то есть приобрел право на завершение строительства с производными правами на приобретение земельного участка на основании пункта 1 части 2 статьи 13 Закона N 38-ЗРК.
Вопреки приведенным выше положениям закона суд первой инстанции не дал должной оценки указанным обстоятельствам, имеющим юридическое значение для разрешения настоящего дела.
Нарушения, допущенные при постановлении решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции, проверявшим его законность, не устранены.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в апелляционном определении указываются обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенные требования закона по настоящему делу не выполнены, поскольку суд апелляционной инстанции не дал оценку указанным выше доводам истца, содержащимся в апелляционной жалобе, а также не указал мотивы, по которым он их отклонил.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Судакского городского суда Республики Крым от 3 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 декабря 2020 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 3 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 декабря 2020 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий В.В. Песоцкий
судьи С.Н. Дурнева
В.М. Думушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.