Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Дурневой С.Н, Каминской Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Темрюкский отдел), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю о признании незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка по кассационной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 24 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения представителя Потребительского кооператива "Гаражный кооператив N 1" Рак И.В, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а также представителя администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Гнусареву В.В. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района обратилась с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Темрюкский отдел), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал на то, что земельный участок с кадастровым N имеет площадь 19 415 кв.м из категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для объектов общественно-делового значения", адрес: "адрес", данные о правообладателе отсутствуют. С 1 марта 2015 года распоряжение земельным участком осуществляет администрация Темрюкского городского поселения. На указанном земельном участке расположен Потребительский кооператив "Гаражный кооператив N 1" (далее - ПК "Гаражный кооператив N 1), члены которого обращались в администрацию Темрюкского городского поселения с просьбой снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым N и формировании земельных участков под каждым объектом. Регистрирующий орган приостановил государственный кадастровый учет, так как земельный участок с кадастровым N не является преобразуемым, в связи с чем исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке возможно только на основании решения суда. Истец просил признать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:30:1109056:26 площадью 19 415 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", незаконной и снять его с кадастрового учета.
Решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 24 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Представители филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - ФИО7, ФИО8, ФИО12, ФИО9, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым N имеет площадь 19 415 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для объектов общественно-делового значения", расположенный по адресу: "адрес" данные о правообладателе отсутствуют.
С 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе земельным участком с кадастровым номером 23:30:1109056:26, осуществляет администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
Решением исполнительного комитета Темрюкского городского Совета депутатов трудящихся от 14 мая 1977 года N 36 земельный участок площадью 0, 911 га отведен под строительство кооперативных гаражей индивидуального пользования в конце улицы Бувина (восточная сторона) на свободных городских землях.
Решением исполнительного комитета Темрюкского городского Совета депутатов трудящихся от 10 июня 1977 года создан кооператив по строительству гаражей индивидуального пользования в микрорайоне жилого городка АМК-6 и МПМК-38.
В соответствии с решением исполнительного комитета Темрюкского городского Совета народных депутатов от 9 марта 1988 года N 96 гаражному кооперативу N 1 отведен земельный участок площадью 735 кв.м, прилегающий к ранее отведенной территории по ул. Строителей под строительство кооперативных гаражей.
Решением исполнительного комитета Темрюкского городского Совета народных депутатов от 12 июля 1989 года N 328 кооперативу дополнительно отведен земельный участок площадью 110 кв.м, прилегающий к ранее отведенной территории для размещения автоподъемника и устройства смотровой ямы.
Таким образом, всего под строительство гаражей отведено 9 955 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:30:1109056:26, занимаемый гаражным кооперативом, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный площадью 19 415 кв.м, что намного превышает его площадь согласно правоустанавливающим документам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что площадь земельного участка, поставленного на кадастровый учет, явно не соответствует площади, указанной в документах об отводе земельных участков.
Оснований не согласиться с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривается.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступившим в силу с 1 марта 2015 года) внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 3.3 данного Закона предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Статьей 17 Земельного кодекса РСФСР предусматривалась необходимость установления границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей.
В соответствии со статьями 118, 119 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось ведение государственного земельного кадастра содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
На основании пункта 1 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 года N 501 (далее - Положение) в соответствии со статьей 46 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик для обеспечения рационального использования земельных ресурсов страны ведется государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Союза Совета Социалистических Республик системе и включает данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Согласно пункта 6 Положения за правильность сведений, содержащихся в государственной земельно-кадастровой книге района (города), несут ответственность должностные лица, на которые возложено ведение земельнокадастровых книг, и председатель райисполкома (горисполкома).
Таким образом, сведения, содержащиеся в государственной земельно-кадастровой книге должны подтверждаться документально, в связи с чем постановка на кадастровый учет земельного участка площадью 19 415 кв.м была произведена без правоустанавливающих документов
Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции учитывает разьяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 28 февраля 2011 года N Д23-760 по вопросу аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, государственный кадастровый учет которых осуществлен до даты вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), согласно которым в силу ч. 9 ст. 4 Закона о кадастре в случаях, установленных Законом о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер.
Вышеуказанные случаи в отношении земельных участков установлены ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, в соответствии с которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на государственный кадастровый учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, и ч. 1 ст. 25 Закона о кадастре, в соответствии с которой внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка носят временный характер.
Земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 1 марта 2008 г.), согласно ст. 45 Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками, и сведения государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках являются кадастровыми сведениями (отсутствует временный характер сведений).
Таким образом, положения ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре, устанавливающие порядок аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, в отношении ранее учтенных земельных участков не применяются.
В соответствии с ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о кадастре особенностями осуществления государственного кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.
Таким образом, данные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета в результате образования из него новых земельных участков по правилам гл. I.1 Земельного кодекса Российской Федерации с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки (ч. 3 ст. 24 Закона о кадастре), а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 24 сентября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи С.Н. Дурнева
Е.Е. Каминская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.