Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Руденко Ф.Г, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда по кассационной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО6 обратилась в суд с иском к НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 апреля 2021 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО6 просит отменить судебные постановления в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права при отказе в удовлетворении требований, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и не основаны на законе. В обоснование жалобы указывает на то, что суды должны были руководствоваться положениями Отраслевого тарифного Соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым на 2015-2016 годы, которое применялось при составлении штатного расписания ответчиком. Апелляционным судом не приятны во внимание нормативно правовые акты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно приказ Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства", собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" (Приложение 14 к Протоколу заседания Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям от 28 июня 2016 года N), собирательная классификационная группировка работ и услуг, оказываемых организациями отрасли жилищно-коммунального хозяйства на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Истец не согласен с мнением судов, а также ответчика и третьего лица о применении понятия "жизнеобеспечение", считает его усеченным.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно Уставу НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" Фонд создан на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 20 октября 2014 года N, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 19 ноября 2014 года N. Фонд осуществляет деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым. Учредителем Фонда является Республика Крым, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
16 марта 2016 года между НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" и ФИО1 заключен трудовой договор N, в соответствии с условиями которого истица с 16 марта 2016 года принята на основную работу на неопределенный срок в отдел финансового планирования, контроля и учета платежей на должность ведущего специалиста с испытательным сроком два месяца. За выполнение трудовой функции установлен должностной оклад в размере "данные изъяты" руб. В соответствии с пунктом 5.3 трудового договора работнику может быть выплачена премия в размере, установленном коллективным договором при соблюдении условий и порядка, установленного положением об оплате труда. Дополнительным соглашением от 9 января 2017 года к трудовому договору в пункте 5.2 трудового договора внесены изменения, с 1 января 2017 года истцу установлен должностной оклад в размере "данные изъяты" руб.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 N на основании приказа N от 3 июля 2017 года истец с 3 июля 2017 года переведена на должность ведущего специалиста в отдел учета фондов капитального ремонта. Приказом от 7 июня 2019 года N трудовой договор с ФИО1 расторгнут и она уволена по инициативе работника согласно пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ с 7 июня 2019 года.
Разделом 4 "Оплата труда" коллективного договора НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", утвержденного на собрании трудового коллектива 11 сентября 2017 года установлено, что форма и система оплаты труда работников, порядок распределения фонда оплаты труда, размеры окладов (должностных окладов) по категориям работников и отдельным должностям, тарифные коэффициенты и т.д. определяются Положением об оплате труда, которое принимается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом (пункт 4.1). Должностные оклады руководителей и специалистов устанавливаются штатным расписанием (пункт 4.2). Все решения, касающиеся установления условий оплаты труда, в том числе системы заработной платы, размеров должностных окладов, норм труда, стимулирующих доплат и надбавок, принимаются по согласованию с профсоюзным комитетом (пункт 4.6).
Из пунктов 2.1, 2.2, 3 Положения об оплате труда следует, что заработная плата начисляется работникам в размере и порядке, предусмотренном данным Положением. Основанием для начисления заработной платы являются штатное расписание, трудовой договор, табель учета рабочего времени и приказы, утвержденные руководителем Регионального оператора. В организации установлена повременно-премиальная система оплаты труда, ежемесячная оплата труда работников состоит из постоянной части - оклада, и переменной части - премии, надбавки, и доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Размер оклада устанавливается в трудовом договоре и может повышаться в случае увеличения финансирования. Повышение оклада оформляется приказом руководителя организации и дополнительным соглашением к трудовому договору с соответствующим работником.
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, действующего от лица работодателей, и Крымской республиканской организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения как полномочного представителя работников 21.01.2015 года было заключено Отраслевое тарифное соглашение по жилищно- коммунальному хозяйству Республики Крым, вступившее в силу с 1 января 2015 года и действующее по 31 декабря 2016 года включительно. Дополнением N к Отраслевому тарифному соглашению по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым на 2015-2016 год, срок действия данного соглашения был продлен до 31 декабря 2019 года. В Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым были внесены Изменения N, Дополнения N, Дополнения N, Дополнение N, Дополнение N.
При заключении Отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым в 2015 году стороны договорились об установлении минимального размера оплаты труда в размере "данные изъяты" руб, а также о том, что базовая тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере, не меньше 125% минимального размера оплаты труда, установленного законом. Также стороны соглашения договорились о том, что по каждой организации тарифная ставка рабочего первого разряда основного производства устанавливается с учетом коэффициента особенностей работ согласно Приложению N.
В пункте 1.5 указано, что региональное отраслевое соглашение является нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателя предприятий, на которые распространяет действие Отраслевое соглашение. Соглашение распространяется на работников и работодателей предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности, предоставляющих услуги в сфере: коммунального водоснабжения и водоотведения; коммунального теплоснабжения; коммунального электроснабжения; комплексного обслуживания недвижимого имущества (в том числе управляющие организации); предоставление подрядных и других услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства; многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства; лифтового хозяйства; благоустройства населенных пунктов, санитарной очистки поселений; сбора, вывоза, переработки, утилизации и захоронения, размещения ТБО; ритуальных услуг, в том числе, похоронного дела; прочие организации жизнеобеспечения населения (пункт 1.6).
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 37, 46 Конституции РФ, 2, 3, 15, 16, 22, 129, 135, 140, 191, 237 Трудового кодекса РФ, исходил из отсутствия оснований для применения Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Крым, поскольку действие отраслевого соглашения не распространяется на работников НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", так как Фонд не предоставляет услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом установленный ответчиком в коллективном договоре порядок индексации заработной платы не противоречит государственным гарантиям повышения заработной платы, поскольку размер установленной истцу заработной платы превышает установленную величину минимального размера оплаты труда, а размер и периодичность ее индексации осуществляется с соблюдением баланса интересов как работника, так и работодателя.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права установлено не было.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции кассатора, занимаемой в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с отказом в применении к спорным правоотношениям Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Крым, с чем Четвертый кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться.
Суды нижестоящих инстанций из системного анализа содержания Соглашения пришли к обоснованному выводу о том, что данное Отраслевое соглашение распространяется не на все организации, находящиеся в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, а лишь на те, которые предоставляют услуги населению в указанной сфере.
Суд первой инстанции принял во внимание, что в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым одновременно действуют и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года и Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве в Республике Крым на 2015-2016 годы, зарегистрированное в Министерстве труда о социальной защиты Республики Крым 21 января 2015 года N, в которых указано, что жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Полный перечень организаций жилищно-коммунального хозяйства, относящихся к сфере жизнеобеспечения населения и представленных, в том числе по видам экономической деятельности, работам и услугам в жилищно-коммунальном хозяйстве приведен в Приложениях N, N и N к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. В Перечнях организаций жилищно-коммунального хозяйства учитывается не только профиль деятельности организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях, но и характер деятельности организации и самого работника.
Так, в трудовые обязанности работника, должно входить выполнение работы, непосредственно связанной с жизнеобеспечением населения: отоплением, энерго-, тепло-, водо- и газоснабжением, и т.д.
В соответствии с разделом 2 Устава Фонда основной целью, функциями и полномочиями НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", в которой ведущим специалистом отдела учета фондов капитального ремонта работала ФИО6, является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирного дома выбрали Фонд в качестве владельца специального счета; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда"; оказание консультационной, информационной, организационно- методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта многоквартирного дома, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, энергосберегающих мероприятий и мероприятий по повышению энергоэффективности многоквартирного дома; организация работы с обращениями граждан; возмещение части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта многоквартирного дома; управление временно свободными денежными средствами в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым; осуществление контроля за целевым использованием средств Фонда получателями финансовой поддержки; осуществление функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда"; осуществление технического надзора за капитальным ремонтом многоквартирного дома в целях
систематического контроля за соответствием объема, стоимости и качества ремонтно-строительных работ утвержденным проектам и сметам, приемки общестроительных и специальных работ по капитальному ремонту зданий; заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта с собственниками помещений в многоквартирном доме; обеспечение подготовки проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта; предоставление собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества; взыскивание в судебном порядке задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт; обеспечение формирования и систематизации информационной базы данных, размещает на официальном сайте фонда информацию о правах и обязанностях Фонда и собственников помещений в многоквартирном доме.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции признает верным вывод судов нижестоящих инстанций о том, что ответчик не предоставляет услуги и работы в сферах отопления, энерго-, тепло-, водо- и газоснабжения и т.д, а также не относится к прочим организациям жизнеобеспечения населения, не предоставляет услуги по ремонту, а лишь является техническим заказчиком работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, то есть не предоставляет услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства в том понятии, которое изложено в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы.
Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.