Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Дурневой С.Н, Каминской Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Небугского сельского поселения" о возложении обязанностей по совершению определенных действий по кассационной жалобе администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения представителя администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края ФИО4, поддержавшую доводы кассационной жалобы, а также прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Краснодарского края обратился с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Небугского сельского поселения" (далее - МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения") о возложении обязанностей по совершению определенных действий.
В обоснование своих требований истец указал на то, что МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" эксплуатирует очистные сооружения канализации ОСК "Агой" и ОСК "Тюменские" в отсутствии согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Кроме того, осуществляет хозяйственную деятельность по приему, очистке и отведению стоков в поверхностный водоем через вышеуказанные ОСК без согласования с органами Росрыболовства, так как соответствующее положительное заключение отсутствует.
Истец просил обязать МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" согласовать с органами исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при осуществлении хозяйственной деятельности на очистных сооружениях канализации "Агой" и "Тюменские"; подготовить и направить в органы Росрыболовства в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 384 порядке заявки о согласовании хозяйственной деятельности по эксплуатации комплексов очистных сооружений канализации, предназначенных для приема, очистки и сведения сточных вод в акваторию Черного моря через ОСК "Агой" и "Тюменские"; организовать проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объектов ОСК ""Агой" и "Тюменские" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно- защитной зон"; разработать проект санитарно-защитной зоны объектов ОСК: "Агой" и "Тюменские"; представить в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны ОСК "Агой" и "Тюменские" с приложением проекта санитарно-защитной зоны и экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, Черноморо-Азовское морского управления Росприроднадзора, администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района, Южного Межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования, Черноморо-Азовское морского управления Росрыболовства, ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора, Южного межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования, ТОУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Туапсинском районе, проведена плановая проверка соблюдения санитарно- эпидемиологического и природоохранного законодательства при отведении хозяйственно-бытовых стоков с очистных сооружений канализации в водные объекты, расположенные на территории Туапсинского района.
Установлено, что МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" эксплуатирует очистные сооружения канализации ОСК "Агой", расположенные по адресу: "адрес" (код объекта N, относится к II категории, негативного воздействия на окружающую среду). Сброс сточных вод осуществляется по глубоководному выпуску в Чёрное море.
МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" эксплуатирует комплекс водоотведения на основании постановления администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района от 1 июля 2019 года N 217 "О передаче движимого и недвижимого муниципального имущества" в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" и договора N 01/19 от 1 июля 2019 года "О передаче движимого и недвижимого муниципального имущества в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Небугского сельского поселения", заключенного с администрацией Небугского сельского поселения Туапсинского района.
ОСК "Тюменские" расположены по адресу: "адрес", район пожарной части, 8в (код объекта NП. относится к II категории).
Сброс сточных вод осуществляется по глубоководному выпуску в водный объект Чёрное море. МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" эксплуатирует комплекс водоотведения на основании постановления главы Небугского сельского поселения Туапсинского района от 1 августа 2007 года N 237 "О передаче имущества Небугского сельского поселения на праве хозяйственного ведения МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения".
На указанных ОСК деятельность осуществляется в отсутствии согласованных с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" не проводит в настоящее время такие мероприятия (согласованные с уполномоченным органом) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий, осуществляет хозяйственную деятельность по приему, очистке и отведению стоков в поверхностный водоем через вышеуказанные ОСК без согласования с органами Росрыболовства.
В результате отсутствия обозначенного согласования до настоящего времени МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" не реализовано выполнение условий в виде осуществления компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству и выпуску в естественную среду обитания ВБР, что в существующих социально-экономических условиях, а также на фоне снижения ценных в промысловом значении рыбных запасов, требует незамедлительного устранения.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришли к выводу о том, что эксплуатация ОСК "Агой" и "Тюменские" без учета предъявляемых законодательством требований нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан, содействует распространению заболеваний, ухудшению качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
Преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, что также установлено требованиями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Положениями части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2018 года N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявления об установлении санитарно-защитной зоны.
Правила установления санитарно-защитных зон обязательны для всех объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
Таким образом, суды нижестоящих инстанций, установив, что МУП "ЖКХ Небугского сельского поселения" не предприняло мер по утверждению санитарно-защитных зон в отношении вышеуказанных ОСК, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований Сочинского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 10 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 10 июня 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Небугского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи С.Н. Дурнева
Е.Е. Каминская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.