Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу председателя правления ТСН "Добрый Дом" Беловой Е.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 143 Советского судебного района г. Волгограда от 16 марта 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ТСН "Добрый Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 143 Советского судебного района г. Волгограда от 16 марта 2021 года ТСН "Добрый Дом" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, председатель правления ТСН "Добрый Дом" Белова Е.А. просит указанные судебные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ТСН "Добрый Дом" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Статьей 18 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определено, что поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, определены Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года N 162, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Пунктом 32 Правил поставки предусмотрено, что стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами, правовыми актами Российской Федерации и Правилами поставки.
Основные требования к договорам об энергоснабжении содержатся в статьях 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям определен Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2016 года N 1245 (далее - Правила).
Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в соответствии с пунктом 3 Правил являются, в том числе, полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпункт "г").
На основании пункта 8 Правил поставщик не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В соответствии с пунктом 10 Правил ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данных Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учётом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 данных правил.
Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения (пункт 11 Правил).
В пункте 12 Правил установлено, что исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 данных правил, может осуществляться потребителем путем: а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; в) предоставления потребителем поставщику письменного расчёта объёма газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтверждённого данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащён ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" данного пункта.
Согласно пункту 13 Правил в случае непредставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 данных правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчёта ранее фактически оплачиваемых потребителем объёмов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 данных правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объёмов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым данного пункта.
Как следует из материалов дела, 4 декабря 2014 года между ТСН "Добрый Дом" (ранее - ТСЖ "Добрый Дом") и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" заключен договор номер поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Также, 12 ноября 2018 года, с учетом протокола разногласий от 10 декабря 2018 года между ТСН "Добрый Дом" и ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" заключен договор поставки газа N
Согласно актам сверки расчетов, а также справкам, по состоянию на 15 сентября 2020 года у ТСН "Добрый Дом" имеется задолженность по договору от 12 ноября 2018 года и по договору от 4 декабря 2014 года.
В связи с имеющейся непогашенной задолженностью по вышеуказанным договорам, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" направляло неоднократно в адрес ТСН "Добрый Дом" уведомления в порядке пункта 8 Правил о необходимости приведения объёма газа, потребляемого последним в соответствии с действующим законодательством в сфере газоснабжения, а также погасить образовавшуюся задолженность.
Согласно справке о фактическом исполнении введенного режима ограничения поставки газа ТСН "Добрый Дом" фактически отбор газа в ноябре 2020 года составил 38, 104 тыс. м3 при установленном ограничении 11, 016 тыс. м3.
Неисполнение ТСН "Добрый Дом" порядка частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обязательств, послуживших основанием для введения такого ограничения, явилось основанием для возбуждения в отношении юридического лица дела об административном правонарушении по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Выводы о наличии в действиях ТСН "Добрый Дом" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе, поданной в нижестоящую судебную инстанцию, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 108 Советского судебного района г. Волгограда исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 143 Советского судебного района г. Волгограда от 16 марта 2021 года, решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ТСН "Добрый Дом" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.