Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 г. по делу N 16-70/2022-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Безденежных Д.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Шишкиной М.В. на вступившее в законную силу решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 августа 2021г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Коммунальные системы",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области N1-196/21 от 23 июня 2021г. общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Коммунальные системы" (далее - ООО "ХК "Коммунальные системы") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
ООО "ХК "Коммунальные системы" обжаловало постановление в суд. Решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 августа 2021г. постановление от 23 июня 2021г. отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе должностное лицо просит решение отменить, приводя доводы о его незаконности.
ООО "ХК "Коммунальные системы" поданы письменные возражения на жалобу.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных в пп. 1 - 6.1 ч. 1 названной выше статьи ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.7 ст.20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Постановлением заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 23 июня 2021г. ООО "ХК "Коммунальные системы" привлечено к административной ответственностью, предусмотренной ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за то, что при проверке обращения гражданина, проживающего в МКД N8 о нарушении управляющей организацией обязательных требований по содержанию общего имущества собственников помещений, выявлены нарушения п. 1.8, 3.6, 3.2.7, 3.7.1, 4.4.1, 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ от 27.09.2003 N 170; п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2008 N491; п. 23-25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N290, а именно: управляющей организацией ООО "ХК "Коммунальные системы" не проводятся работы по уборке мест общего пользования в МКД N 8 и работы по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, что является нарушением требований ч.2, 2.3 ст.161 ЖК РФ, п.п. "а" и "б" п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 от N1110.
ООО "ХК "Коммунальные системы" имеет лицензию N000091 от 10 сентября 2019 года, осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению МКД N 8 по ул. Сеченова в г. Иркутске.
Отменяя обжалуемое постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, свои выводы суд мотивировал тем, что акт проверки, осуществленной должностными лицами Управления ЖКХ комитета по управлению Свердловским округом администрации г.Иркутска, на основании которого было составлен протокол об административном правонарушении, является недопустимым доказательством, поскольку нарушения, выявленные в ходе проверки и отраженные в акте проверки N031/21 от 27 апреля 2021г. относятся к лицензионным требованиям. Однако в силу ст.20 Жилищного кодекса, разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля.
Данные выводы судом надлежаще мотивированы с учетом действующего законодательства и разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N3. Оснований не согласиться с выводами предыдущей судебной инстанции не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки, они не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу решения.
Кроме того, согласно ч.3 ст.30.17 КоАП РФ, решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение может быть только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Как следует из материалов дела, существенных, фундаментальных, нарушений, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом допущено не было.
Таким образом оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 4 августа 2021г, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Коммунальные системы", оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Шишкиной М.В. - без удовлетворения.
Судья Д.А. Безденежных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.