Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Старчиковой Е.В, судей Волковой Е.В, Пластининой О.В, при секретаре Андресовой Ю.В, с участием прокурора Ушаковой Е.С, осужденного Поповича Р.А, адвоката Финк Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнения к ней осужденного Поповича Романа Анатольевича на приговор Ленинского районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Старчиковой Е.В, выступления осужденного Поповича Р.А. и адвоката Финк Л.А, поддержавших доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, мнение прокурора Ушаковой Е.С, просившей судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приговором Ленинского районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 года
Попович Роман Анатольевич, "данные изъяты", не судимый, осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Зачтено в счет отбытого наказания время содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанный приговор изменен, из описательно-мотивировочной части приговора исключено указание, как на доказательство виновности Поповича Р.А. показания свидетелей ФИО6, ФИО7, в части воспроизведения объяснений Поповича Р.А. об обстоятельствах совершенного им деяния.
В остальной части этот же приговор оставлен без изменения.
Попович Р.А. осужден за осужден за покушение на незаконный сбыт наркотического средства, совершенное в крупном размере.
Преступление совершено в Ленинском районе г. Красноярска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденный Попович Р.А. просит приговор и апелляционное определение отменить, переквалифицировать его действия с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ, назначить справедливое наказание.
В обоснование доводов жалобы указывает, что доказательств направленности умысла на сбыт наркотических средств в деле не имеется, выводы суда основаны на предположениях. Указывает, что наркотическое средство не было расфасовано, а находилось в одном свертке, который он даже не разворачивал, о чем свидетельствует экспертиза об отсутствии следов его рук. Утверждает, что его мотивом являлось обмануть куратора с целью завладения наркотическим средством для личного употребления. Утверждает, что в приговоре не указано, по каким основаниям и при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, суд принял одни доказательства и отверг другие.
В возражениях на кассационную жалобу и дополнения к ней осужденного Поповича Р.А. старший помощник прокурора района Колосов М.Г. просит приговор суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений закона по делу не допущено.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона. Указанным требованиям закона обжалуемый приговор суда соответствует.
Постановленный в отношении Поповича Р.А. приговор содержит, как того требует уголовно-процессуальный закон, описание преступного деяния, признанного судом доказанным, а также все необходимые сведения о месте, времени и способе их совершения, форме вины, мотивах и целях, а также иных данных, позволяющих судить о событии преступления, причастности к нему осужденного, его виновности в содеянном.
По результатам состоявшегося разбирательства суд, несмотря на занятую Поповичем Р.А. позицию по отношению к предъявленному обвинению, пришел к обоснованному выводу о его виновности в покушении на незаконный сбыт наркотического средства, в крупном размере, в обоснование чего привел доказательства, соответствующие требованиям закона по своей форме и источникам получения.
Доводы осужденного, приведенные в кассационной жалобе, об отсутствии умысла на сбыт наркотического средства, недостаточности доказательств для вывода о его виновности в совершении инкриминируемого ему преступления, неправильной квалификации его действий, проверялись в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты на основании анализа и оценки представленных сторонами доказательств.
Тот факт, что данная оценка доказательств не совпадает с позицией осужденного, не свидетельствует о нарушении судами требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене судебных решений.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, по настоящему уголовному делу судом установлены правильно, при этом выводы суда не содержат предположений, неустранимых противоречий и основаны исключительно на исследованных материалах уголовного дела, которым суд дал надлежащую оценку.
Мотивы, по которым одни доказательства признаны допустимыми и достоверными, а другие отвергнуты, в приговоре приведены. Ставить под сомнение выводы суда оснований не усматривается.
Как видно из приговора к выводу о виновности Поповича Р.А. суд пришел с учетом всей совокупности признанных допустимыми и достоверными доказательств, в том числе: показаний свидетелей ФИО6 и ФИО7 об обстоятельствах выявления и пресечения преступления, свидетеля ФИО9 о ходе и результатах проведения личного досмотра Поповича Д.А, свидетелей ФИО11, ФИО12, участвовавших в качестве понятых при личном досмотре Поповича Д.А, в ходе которого у него в левом кармане брюк был обнаружен и изъят полимерный прозрачный пакет, в котором находилось 5 термоусадочных пленок, со слов Поповича Д.А. содержащаяся в пленках вещество является наркотическим.
Вина осужденного подтверждается также результатами личного досмотра Поповича Р.А, осмотра сотового телефона Поповича Р.А, заключением химической экспертизы и другими доказательствами, подробно приведенными в приговоре.
Показания свидетелей согласуются между собой по времени, месту и обстоятельствам описываемых в них событий, а также с иными приведенными в приговоре доказательствами, в связи с чем не вызывают сомнений. Оснований не доверять этим показаниям либо сомневаться в их правдивости у суда не имелось. Каких-либо данных, свидетельствующих об оговоре свидетелями осужденного, либо об их заинтересованности в исходе дела, судом обоснованно не установлено.
Кроме того, сам осужденный Попович Р.А. в ходе предварительного следствия пояснял, что в августе 2020 года через приложение "телеграмм" ему пришло сообщение с предложением работы, заниматься курьерской деятельностью, в течение трех дней он прошел обучение с оператором, 11 сентября 2020 года ему сбросили первую работу и координаты с местом нахождения тайника с наркотическим средством. Обнаружив в земле прикопанный полимерный сверток, в котором находились 5 черных запаянных с двух сторон сверток из термоусадочной ленты, он положил его в карман джинсов, сам сверток не вскрывал, собирался сделать это позже. Разместить закладки и сделать описание тайников он не успел, так как был задержан сотрудниками полиции.
Свои показания осужденный подтвердил в ходе проверки показаний на месте, где указал место и рассказал об обстоятельствах приобретения им наркотических средств.
При этом в ходе предварительного следствия Попович Р.А. не говорило намерении ввести в заблуждение куратора, у которого он проходил обучение по сбыту наркотических средств и оставить их себе для личного употребления.
Суд, исследовав в полной мере представленные сторонами доказательства, дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности - достаточности для разрешения данного дела. В основу приговора положены доказательства, которые были непосредственно исследованы и проверены в ходе судебного разбирательства.
Доводы кассационной жалобы осужденного о переквалификации его действий с ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ на ч. 2 ст. 228 УК РФ являются несостоятельными.
Материалами дела установлено, что Попович Р.А, предварительно пройдя обучение по сбыту наркотических средств путем размещения их в тайниках, получил от куратора через мобильное приложение "телеграмм" информацию о местонахождении тайника с наркотическим средством, из которого впоследствии извлек наркотические средства с целью их последующего сбыта путем организации закладок. Однако, умысел на сбыт не был доведен до конца по независящим от Поповича Р.А. обстоятельствам, поскольку он был задержан и наркотическое средство в крупном размере было изъято сотрудниками полиции.
Выдвинутая осужденным в свою защиту версия о приобретении наркотических средств для личного употребления проверена и отклонена, как не нашедшая своего подтверждения.
Доводы осужденного о том, что наркотическое средство не было расфасовано опровергаются протоколом осмотра полимерного пакета с пятью термоусадочными пленками с веществом, изъятым в ходе личного досмотра Поповича Р.А, о чем правильно указано судом апелляционной инстанции.
То обстоятельство, что на свертке с наркотическими средствами отсутствовали следы его рук не опровергает выводы суда о виновности Поповича Р.А. в совершении инкриминируемого ему преступления, поскольку, как пояснял сам осужденный, полимерный сверток он не вскрывал, собирался сделать это позже. Кроме того, его вина в совершении преступления подтверждается достаточной совокупностью иных исследованных в судебном заседании доказательств.
Проверив и оценив доказательства путем сопоставления их с другими, а все собранные доказательства в совокупности и достаточности для разрешения уголовного дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вина Поповича Р.А. в совершении преступления при установленных и описанных в приговоре обстоятельствах полностью доказана.
Исходя из установленных фактических обстоятельств, суд дал правильную юридическую оценку действиям осужденного, квалифицировав их по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, оснований для иной юридической оценки действий Поповича Р.А. не имелось. Данных, свидетельствующих о том, что фактические обстоятельства по делу установлены на основании недопустимых доказательств, не имеется.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с положениями гл. 35 - 39 УПК РФ.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора по материалам дела не установлено.
Наказание Поповичу Р.А. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, всех смягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учел наличие на иждивении малолетнего ребенка, частичное признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, состояние здоровья виновного.
С учетом указанных обстоятельств за совершенное преступление суд назначил Поповичу Р.А. справедливое наказание, как по виду, так и по размеру.
При наличии смягчающего наказание обстоятельства, предусмотренного п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств, за совершенное преступление суд назначил Поповичу Р.А. наказание с применением положений ч. 1 ст. 62 УК РФ.
При назначении наказания суд также применил положения ч. 3 ст. 66 УК РФ. С учетом последовательного применения ч. 3 ст. 66 УК РФ и ч. 1 ст. 62 УК РФ суд назначил Поповичу Р.А. наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.
Исключительных обстоятельств, влекущих за собою применение положений ст. 64 УК РФ и назначении более мягкого наказания по своему виду, чем предусмотрено санкцией ч. 4 ст. 228.1 УК РФ по настоящему делу не усматривается.
Кроме того, суд мотивировал свои выводы об отсутствии оснований для применения ч. 6 ст. 15, ст. 53.1, ст. 73 УК РФ.
Назначенное Поповичу Р.А. наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, оно является справедливым и не является чрезмерно суровым, поэтому оснований для его снижения не имеется.
Вид исправительного учреждения для отбывания наказания осужденному Поповичу Р.А. также определен правильно.
Приговор был предметом проверки в суде апелляционной инстанции. Судебной коллегией в полном объёме проверены доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней осужденного, в том числе аналогичные изложенным в кассационной жалобе, которые признаны несостоятельными с указанием в апелляционном определении мотивов принятого решения, при этом в приговор внесены необходимые изменения.
Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, которые бы повлияли на исход дела, судебными инстанциями не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения приговора и апелляционного определения в отношении Поповича Р.А. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Поповича Романа Анатольевича на приговор Ленинского районного суда г. Красноярска от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 31 августа 2021 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Старчикова
судьи Е.В. Волкова
О.В. Пластинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.