Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Омского муниципального района Омской области, поданной через суд первой инстанции 23 ноября 2021 года, на решение Омского районного суда Омской области от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 августа 2021 года по административному делу N 2а-979/2021 по административному исковому заявлению администрации Омского муниципального района Омской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными решений, о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя администрации Омского муниципального района Омской области Степанова В.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Поскотиной А.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
администрация Омского муниципального района Омской области обратилась в Омский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконными уведомлений Управления Росреестра по Омской области о приостановлении государственной регистрации от 16 февраля 2021 года, возложении на административного ответчика обязанности по регистрации перехода права собственности на основании договора купли-продажи от 17 декабря 2020 года.
В обоснование требований указала, что ФИО7 является собственником помещения N. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: "адрес"; помещение N. в данном доме принадлежит на праве собственности ФИО8
17 декабря 2020 года между администрацией Омского муниципального района Омской области и ФИО7 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
5 февраля 2021 года стороны договора обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Уведомлениями от 16 февраля 2021 года регистрация перехода права собственности была приостановлена по тем основаниям, что земельный участок относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома, расположенного на нем, земельный участок может быть зарегистрирован в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Не согласившись с данным решением, административный истец обратился в суд.
Решением Омского районного суда Омской области от 12 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 25 августа 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе администрация Омского муниципального района Омской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований административного истца, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Приводя доводы апелляционной жалобы, настаивает, что положения договора, заключенного между администрацией Омского муниципального района Омской области и ФИО7 17 декабря 2020 года, соответствуют нормам закона, при этом условия договора определяются сторонами сделки самостоятельно, в связи с чем приостановление регистрации является незаконным, государственный регистратор при проверке представленных на регистрацию документов вышел за пределы полномочий; из содержания уведомлений не ясны причины приостановления регистрационных действий; не отражено, какой именно документ, поданный на регистрацию, не отвечает требованиям законодательства. Судами не принято во внимание то обстоятельство, что в настоящее время отсутствуют доказательства того, что дом, расположенный на спорном земельном участке, является многоквартирным. Земельный участок поставлен на кадастровый учет до вступления в действие Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", имеет статус "актуальный, ранее учтенный", не является преобразуемым, имеет установленные границы, зарегистрированные права в отношении данного земельного участка отсутствуют, разночтения в данных Единого государственного реестра недвижимости и договора купли-продажи отсутствуют, процедура предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов соблюдена, в связи с чем приостановление государственной регистрации права произведено безосновательно.
Относительно доводов кассационной жалобы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно пунктам 2 и 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 этого закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным или иными федеральными законами (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 21 указанного закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено названным федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункты 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
При рассмотрении дела установлено, что по заявлению ФИО7 распоряжением администрации Омского муниципального районного Омской области от 25 мая 2020 года N N ему предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером N площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", в границах которого расположен многоквартирный дом с кадастровым номером N, в котором жилое помещение (пом. 2ч.) с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности ФИО7 с учетом выполнения необходимых работ для уточнения границ земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ года между администрацией Омского муниципального районного Омской области и ФИО7 заключен договор купли-продажи N N земельного участка с кадастровым номером N и составлен акт приема-передачи.
5 февраля 2021 года администрация Омского муниципального районного Омской области и ФИО7 обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлениями о государственной регистрации права в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
В соответствии с уведомлениями N от 16 февраля 2021 года Управлением Росреестра по Омской области государственная регистрация прав была приостановлена на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ввиду несоответствия формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
Приостанавливая государственную регистрацию прав, административный ответчик также сослался на то, что на регистрацию представлен договор купли-продажи земельного участка под многоквартирным домом, в то время как земельный участок под многоквартирным домом, сформированный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предоставляется в собственность всем участникам общей долевой собственности помещений многоквартирного дома, и исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду, регламентируемое статьями 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, не распространяется на собственников помещений в многоквартирном доме.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции исходил из того, что право собственности на земельный участок не может возникнуть у собственника части многоквартирного жилого дома, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из частей 1, 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, Жилищным кодексом Российской Федерации установлен особый порядок формирования и приобретения земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в границах земельного участка с кадастровым номером N, а также в границах земельного участка с кадастровым номером N расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером N, имеющий адрес: "адрес".
Собственниками жилых помещений в данном многоквартирном доме являются ФИО8 (пом. N кадастровый N) и ФИО7 (пом. N, кадастровый N), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
ФИО7 для целей уточнения границ земельного участка с кадастровым номером N провел межевание и согласовал границы со всеми смежными землепользователями, в том числе с собственником помещения 1ч. ФИО8, как собственник пом. 1ч, межевание земельного участка с кадастровым номером N не осуществлял.
Жилой дом с кадастровым номером N, имеющий почтовый адрес: "адрес", располагается на двух земельных участках с кадастровыми номерами N (в отношении участка проведено межевание границ) и N (ранее учтенный земельный участок, не поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством), являющихся самостоятельными объектами недвижимости и не представляющими собой сформированный в установленном законом порядке земельный участок под многоквартирным жилым домом (статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятий "индивидуальный жилой дом" и "многоквартирный жилой дом".
Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отдельно стоящим жилым домам относятся дома, с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); к жилым домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; к многоквартирным домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости жилой дом с кадастровым номером N, имеющий почтовый адрес: "адрес", состоит на кадастровом учете с назначением "многоквартиный жилой дом", и ФИО7 на праве собственности принадлежит объект недвижимости, именуемый "пом.2ч.", представляющий собой часть данного жилого дома, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходили из того, что характеристики принадлежащего ФИО7 объекта недвижимости позволяют сделать вывод о несоответствии его параметров требованиям, установленным к жилым домам, как самостоятельным строениям, под которыми предоставляется земельный участок за плату без проведения торгов, следовательно, на регистрацию были предоставлены документы, не соответствующие требованиям законодательства, что повлекло обоснованное приостановление государственной регистрации права.
Доводы кассатора об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и правильных выводов судов не опровергают.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не установлено такой совокупности условий по настоящему делу.
Поскольку осуществление государственной регистрации права на земельный участок при установленных обстоятельствах невозможно в силу прямого указания в законе, оспариваемые уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 16 февраля 2021 года не нарушают права административного истца.
Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Утверждения кассатора о том, что государственный регистратор при проверке документов вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 года N 278, несостоятельны, поскольку согласно подпункта 1 пункта 221 названного Административного регламента государственный регистратор, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в суде первой и в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Омского районного суда Омской области от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.