Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Жуленко Н.Л, судей Варнавской Л.С, Уфимцевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1490/2021 (УИД 75RS0023-01-2021-001385-11) по исковому заявлению Зырянова Олега Павловича к администрации городского округа "Город Чита" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма
по кассационной жалобе представителя Зырянова О.П. - Лебедевой Т.А. на решение Черновского районного суда г. Читы от 10 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зырянов О.П. обратился в суд с иском к администрации городского округа "Город Чита" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма.
В обоснование требований указано, что истец является сиротой, воспитанником детского дома с ДД.ММ.ГГГГ г, не воспользовался правом на получение социального жилья в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". С ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении по адресу "адрес" на основании договора найма, заключенного с администрацией Черновского административного района городского округа "Город Чита".
Истец полагал, что с ним должен был быть заключен договор социального найма жилого помещения, поскольку жилой дом, в котором проживает истец, не отнесен к специализированному жилому фонду.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. N дом, расположенный по "адрес", признан непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился к главе администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" с заявлением о заключении договора социального найма, но получил отказ на основании того, что дом признан непригодным для проживания.
Просил признать сложившиеся правоотношения по найму жилого помещения правоотношениями по договору социального найма, признать за ним право пользования жилым помещением по "адрес", взыскать судебные расходы с ответчика в сумме 6000 руб.
Решением Черновского районного суда г. Читы от 10 июня 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Зырянова О.П. - Лебедева Т.А. ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду нарушения судами норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Кассатор указывает, что суд незаконно квалифицировал сложившиеся отношения как отношения по пользованию служебным жилым помещением, поскольку спорное жилое помещение в установленном законом порядке в число служебных не включалось.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Зырянова О.П.- Лебедева Т.А. доводы кассационной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что Зырянов О.П. являлся воспитанником Черновского детского дома-школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ г.
С ДД.ММ.ГГГГ Зырянов О.П. снят с регистрационного учета по месту жительства по "адрес"
По заявлению директора МП "РЭП Кадалинское" от ДД.ММ.ГГГГ г, поданного на имя главы администрации Черновского района, о разрешении на временное заселение работника МП "РЭП Кадалинское" Зырянова О.П. в брошенную бесхозную квартиру, расположенную по "адрес" последнему было предоставлено жилое помещение по указанному адресу.
Договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г, заключенным между администрацией Черновского административного района городского округа "Город Чита" и Зыряновым О.П, наймодателем предоставлено нанимателю свободное, изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания в нем за плату на договорной основе по "адрес", на срок один год. В дальнейшем между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ. заключались срочные договоры найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на 2 года, от ДД.ММ.ГГГГ г. сроком на 1 год, от ДД.ММ.ГГГГ г. сроком на 2 года, ДД.ММ.ГГГГ г. сроком на 1 год.
ДД.ММ.ГГГГ г. Зырянов О.П. обратился в администрацию Черновского района городского округа г. Читы с заявлением о заключении договора социального найма на жилое помещение по "адрес"
Распоряжением администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" от ДД.ММ.ГГГГ г. N заявителю отказано в продлении договора найма жилого помещения, расположенного по "адрес" по причине признания жилого помещения непригодным для проживания.
Распоряжением администрации городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ г. утверждено решение межведомственной комиссии о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно справки ОАО "Служба заказчика" Зырянов ОЛ. был зарегистрирован по "адрес" в периоды с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ г, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ г.
Из ответа заместителя министра труда и социальной защиты населения Забайкальского края следует, что Зырянов О.П. в едином краевом списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, не состоит.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, за Зыряновым О.П. зарегистрированные права на недвижимое имущество отсутствуют.
Согласно сведениям ИЦ УМВД по Забайкальскому краю Зырянов О.П. к уголовной и административной ответственности не привлекался.
Из ответа Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" следует, что жилое помещение, расположенное по "адрес", предоставлено Зырянову О.П. для временного проживания как работнику МП "РЭП Кадалинское". По сведениям администрации Черновского административного района ГО "Город Чита", данное жилое помещение не было за ним закреплено как за ребенком сиротой, оставшимся без попечения родителей, подлежащего обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. Малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не признавался, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма, состоящих на учете в Черновском административном районе городского округа "Город Чита" не состоит. Информация о закреплении жилого помещения за Зыряновым О.П, как за лицом, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в базе данных жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей и лиц из их числа в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края отсутствует.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Зырянову О.П. исходили из того, что истец никогда не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, не признавался малоимущим, спорное жилое помещение не могло быть ему предоставлено по договору социального найма; сам по себе факт предоставления истцу жилого помещения по срочному договору найма в жилом доме, не отнесенном к специализированному жилому фонду, не свидетельствует о предоставлении такого жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент заключения ДД.ММ.ГГГГ г. договора найма жилого помещения с Зыряновым О.П. и вселения его в спорную квартиру) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (статья 31 Жилищного кодекса РСФСР).
Положениями статей 33, 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
Вне очереди жилое помещение предоставляется, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
С ДД.ММ.ГГГГ г. в действие вступил Жилищный кодекс Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (редакции Федеральных законов от 8 февраля 1998 г. N17-ФЗ и 22 августа 2004 г. N122-ФЗ, действующих на момент вселения истца в спорное жилое помещение) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В последующем в Жилищный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" были внесены изменения, детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей стали предоставлять жилые помещения специализированного жилищного фонда.
Так, в силу положений статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, действующим на момент вселения истца в спорное жилое помещение ДД.ММ.ГГГГ г, жилищным законодательством право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда было предусмотрено только для лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке, в том числе и для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела на момент заключения договора найма жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ г. истец Зырянов О.П. на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоял.
После изменения правого регулирования, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилого помещения по договору социального найма было обусловлено нуждаемостью гражданина в жилом помещении, признанием такого гражданина малоимущим и состоящим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
При этом, обеспечение жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как на момент ДД.ММ.ГГГГ г, так и в последующем, несмотря на внесенные изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" носило заявительный характер, предполагающий предоставление заинтересованным лицом в уполномоченный орган документов, подтверждающих право на обеспечение жилым помещением.
Как следует из материалов дела, в последующем, после ДД.ММ.ГГГГ г. истец Зырянов О.П. малоимущим и нуждающимся в жилом помещении не признавался, на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях договора социального найма по месту жительства в Черновском административном районе городского округа "Город Чита" не состоял, сведений о нем как о лице, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившимся за предоставлением жилого помещения в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края не имеется.
При установленных в суде обстоятельствах, суды пришли к законному выводу о том, что заключенный между спорящими сторонами договор найма жилого помещения, во всяком случае, не может расцениваться как договор социального найма жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Зырянова О.П. о признании сложившихся правоотношений по найму жилого помещения правоотношениями по договору социального найма, а также о признании за ним право пользования жилым помещением по "адрес", на условиях социального найма, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд незаконно квалифицировал сложившиеся отношения, как отношения по пользованию служебным жилым помещением, на законность оспариваемых судебных постановлений не влияют, поэтому подлежат отклонению.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черновского районного суда г. Читы от 10 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 23 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Зырянова О.П. - Лебедевой Т.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.