Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Ковалевской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-346/2021 (УИД 38RS0021-01-2021-000226-57) по исковому заявлению прокурора Слюдянского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Байкальского городского поселения, к садоводческому некоммерческому товариществу "Бабха-1" об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности
по кассационной жалобе представителя садоводческого некоммерческого товарищества "Бабха-1" Клименко Ю.Л. на решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 23 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Слюдянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Слюдянского городского поселения к садоводческому некоммерческому товариществу "Бабха-1" (далее по тексту - СНТ "Бабха-1") об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требования законодательства о пожарной безопасности в СНТ "Бабха-1", выявлены нарушения норм законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки установлено, что на участках N расстояние от границы территории ведения садоводства до лесных массивов менее 15 метров. Тупиковые проезды СНТ "Бабха-1" не обеспечены разворотными площадками размерами 15х15 метров. Территория СНТ "Бабха-1" не обеспечена противопожарными водоемами вместимостью 60 куб. метров с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. На территории СНТ "Бабха-1" имеется свалка горючих отходов, площадок для установки контейнеров не имеется. Ненадлежащее исполнение администрацией СНТ "Бабха-1" полномочий по принятию первичных мер пожарной безопасности в границах товарищества является нарушением законодательства и подвергает опасности жизнь и здоровье граждан.
С учетом уточнения требований истец просил обязать СНТ "Бабха-1" в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности: обеспечить территорию СНТ "Бабха-1" противопожарными водоемами вместимостью 60 куб.м с обустройством площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей; обеспечить расстояние от границ территории ведения садоводства до лесных массивов на участках N не менее 15 метров; устранить на территории СНТ "Бабха-1" свалку горючих отходов; обеспечить тупиковые проезды разворотными площадками размерами 15x15 метров.
Решением Слюдянского районного суда Иркутской области от 23 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал СНТ "Бабха-1" в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности: обеспечить территорию СНТ "Бабха-1" противопожарными водоемами вместимостью 60 куб.м с обустройством площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей; устранить на территории СНТ "Бабха-1" свалку горючих отходов; обеспечить тупиковые проезды разворотными площадками размерами 15х15 метров.
Исковые требования в части обязания СНТ "Бабха-1" обеспечить расстояние от границ территории ведения садоводства до лесных массивов на участках N не менее 15 метров оставлены без удовлетворения.
С СНТ "Бабха-1" в бюджет Слюдянского муниципального района взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель СНТ "Бабха-1" Клименко Ю.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, неверным определением судами обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов кассационной жалобы поступили письменные возражения от прокуратуры Иркутской области.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлов А.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что садоводческое некоммерческое товарищество "Бабха-1", "данные изъяты" зарегистрировано в едином реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ
Из устава СНТ "Бабха-1", утвержденного решением общего собрания ДД.ММ.ГГГГ г, следует, что оно создано по соглашению граждан путем их добровольного объединения на основе членства с целью создания организации и обустройства своих земельных участков путем добровольного объединения его членами целевых и иных взносов и передачи их в специальный Фонд Товарищества.
Факт нахождения СНТ "Бабха-1" в границах Байкальского городского поселения подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ г. N, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно справке СНТ "Бабха-1" от ДД.ММ.ГГГГ г. количество земельных участков в товариществе составляет 390.
На основании задания Врио главного государственного инспектора Слюдянского района пожарному надзору Долгушиной С. А. на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ N приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ г. N, в период с ДД.ММ.ГГГГ г. проведено плановое, выездное обследование территории СНТ "Бабха-1", расположенного по адресу: 665930, Иркутская область, Слюдянский район, город Байкальск, в ходе которого выявлены нарушения требования пожарной безопасности, а именно: расстояние от застройки на территории СНТ (участки N) до лесного массива составляет менее 15 метров; для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования не предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары вместимостью 60 куб.м каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей; на территории организована свалка отходов; на территории общего пользования предусмотрены площадки контейнеров для мусора для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и т.д.); у въездов на территорию не вывешена схема с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения; протяженность двух тупиковых проездов составляет 165 м и 215 м, при нормативно расстоянии не более 150 м; тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размером не менее 12x12 м.
Согласно акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ составленного помощником прокурора Слюдянского района Иркутской области Рудаковым Д.Б, начальником ОНД и ПР по Слюдянскому району ГУ МЧС России по Иркутской области Мишковым А.А, а также фототаблицы к нему, расстояние от застройки на территории СНТ (участки N до лесного массива составляет менее 15 м. Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования СНТ не предусмотрены противопожарные водоемы или резервуары вместимостью 60 куб. м. каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей; на территории СНТ организована свалка отходов. Протяженность двух тупиковых проездов составляет 165 м и 215 м, при нормативно расстоянии не более 150 м. Тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размером не менее 12x12 метров.
Согласно ответу 53 ПСЧ (по охране г.Байкальска) 3 ПСО ФПС (г.Ангарск) ГУ МЧС России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ г. ближайшие источники наружного противопожарного водоснабжения в СНТ "Бабха-1, а именно пожарные краны N расположены на территории СНТ "Бабха-2". Пожарный кран N3 расположен на территории СНТ "Бабха-1". Данные источники наружного противопожарного водоснабжения используются в летний период с первых чисел мая по ДД.ММ.ГГГГ. Пожарные краны N находятся в исправном состоянии. На территории СНТ "Бабха-1" имеется один подъезд к реке Бабха для забора воды в любое время года, но он не оборудован пирсом и твердым покрытием размером 15х15 м для установки пожарного автомобиля. Источники наружного противопожарного водоснабжения, а именно пожарные краны N проверялись ДД.ММ.ГГГГ г.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями норм противопожарного законодательства, регулирующими спорные правоотношения и исходили из того, что выполнение мероприятий по обеспечению территории садоводческого объединения запасом воды и достаточным количеством противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения могут быть возложены на садоводческое некоммерческое товарищество, как на самостоятельное юридическое лицо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Согласно абзацу 8 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В силу части 1 статьи 38 Закона N69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и отнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных Федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для целей создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества, в том числе обеспечения пожарной безопасности территории садоводства или огородничества.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. Под пожарной безопасностью объекта защиты понимается состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
В соответствии с положениями статьи 62 указанного Закона N123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Суды установив, что на территории садоводческого некоммерческого товарищества допущены нарушения норм противопожарной безопасности, что не оспаривается ответчиком, исходя из существующего правового регулирования, обязывающего организации соблюдать требования пожарной безопасности и принимать меры к созданию условий, способствующих предотвращению возникновения пожаров и своевременной ликвидации пожаров, пришли к законному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на СНТ "Бабха-1" обязанности устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем проведения мероприятий по обеспечению территорию противопожарными водоемами с обустройством площадки для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей; устранения свалки горючих отходов; обеспечения тупиковых проездов разворотными площадками согласно нормативам.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по обеспечению запасом воды на территории СНТ для пожаротушения является обязанность администрации Байкальского городского поселения, поскольку СНТ расположено в пределах населенного пункта, основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Как следует из материалов дела СНТ "Бабха-1" территориально расположено в пределах городского поселения.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не освобождает садоводческое некоммерческое товарищество от установленной законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности на территории садоводства, поскольку СНТ "Бабха-1" являясь самостоятельным юридическим лицом, образованным с целью создания благоприятных условий для ведения гражданами садоводства, уполномоченным владеть, пользоваться и управлять имуществом общего пользования в границах территории садоводства, в силу положений указанного выше законодательства наряду с органами местного самоуправления относится к основным элементам системы обеспечения пожарной безопасности и несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности на своей территории.
Довод кассационной жалобы о незаконности обжалуемых судебных постановлений в части возложения на ответчика обязанности обеспечения тупиковых проездов разворотными площадками подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 8.13 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ г. N тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров.
Согласно пункту 5.7 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30- 02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 14 октября 2019 г. N618/пр, требования к проездам для пожарной техники необходимо обеспечивать в соответствии с положениями СП 4.13130. Максимальная протяженность тупикового, проезда не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размерами не менее 15 х 15 м, которые не должны занимать площадь стоянки автомобилей. Для стоянки автомобилей разворотные площадки использовать не допускается.
Аналогичные требования предусматривались и ранее действующими Правилами (пункт 5.8 СП 53.13330.2011 СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения).
При планировке и размещению в пределах территории СНТ улиц, проездов, зданий, сооружений, земельных участков, указанные требования норм пожарной безопасности подлежали учету и соблюдению, в связи с чем, ссылка кассатора на то, что в настоящее время товарищество не располагает необходимыми земельными участками для организации разворотных площадок на законность оспариваемых судебных постановлений не влияет и не является основанием к их отмене.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Слюдянского районного суда Иркутской области от 23 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя СНТ "Бабха-1" Клименко Ю.Л. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.