Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Колпаковой А.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-772/2021 по административному исковому заявлению Силютина Сергея Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2021 г, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного ответчика Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Сахаровой В.Э, судебная коллегия
установила:
Силютин С.Ю. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В обосновании требований указывает, что установленная в отношении объектов недвижимости кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогового бремени.
Обжалуемым решением Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2021 г. заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 7 июля 2020 г. установлена кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами: "данные изъяты" в размере 19 446 810 руб, "данные изъяты" в размере 3 089 056 руб, "данные изъяты" в размере 13 544 384 руб, "данные изъяты" в размере 268 254 руб, "данные изъяты" в размере 22 723 047 руб, "данные изъяты" в размере 2 046 962 руб, "данные изъяты" в размере 12 007 480 руб. Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости определено считать 11 марта 2021 г.
Административным ответчиком государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее ГБУ "Ставкрайимущество") подана апелляционная жалоба, в которой Учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исключить ГБУ СК "Ставкрайимущество" из числа административных соответчиков. Указывает в обоснование, что акт об определении кадастровой стоимости Учреждением не утверждался.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, объекты недвижимости - нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты" находятся в общей долевой собственности административного истца, а также Погореловой А.П. и Губко А.М, привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости была определена на основании акта государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ СК "Ставкрайимущество") N 137-2 от ДД.ММ.ГГГГ г. и составляет, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 7 июля 2020 г, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 28 252 586, 98 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 7 184 584, 29 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 28 162 214, 85 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 474 453, 68 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 26 620 240, 39 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 5 038 246, 22 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" - 14 335 279, 04 руб.
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, представив к заявлению отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ г. N N, выполненный оценщиком ООО "Капитал Инвест".
По результатам рассмотрения заявления Комиссией установлено несоответствие содержания отчета об оценке требованиям действующего законодательства. Согласно протоколу Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. N заявление о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил ранее указанный отчет ДД.ММ.ГГГГ г. ДД.ММ.ГГГГ, выполненный оценщиком ООО "Капитал Инвест" ФИО12 согласно которому по состоянию на 7 июля 2020 г. определена рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты" в размере 11 805 000 руб, "данные изъяты" в размере 3 239 000 руб, "данные изъяты" в размере 11 791 000 руб, "данные изъяты" в размере 210 000 руб, "данные изъяты" в размере 11 916 000 руб, "данные изъяты" в размере 2 098 000 руб, "данные изъяты" в размере 9 157 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке объектов недвижимости, определением суда первой инстанции ДД.ММ.ГГГГ на основании ходатайства стороны административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО Экспертный центр "ГлавЭксперт".
Согласно заключению эксперта ООО Экспертный центр "ГлавЭксперт" ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на 7 июля 2020 г. определена рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: "данные изъяты" в размере 19 446 810 руб, "данные изъяты" в размере 3 089 056 руб, "данные изъяты" в размере 13 544 384 руб, "данные изъяты" в размере 268 254 руб, "данные изъяты" в размере 22 723 047 руб, "данные изъяты" в размере 2 406 962 руб, "данные изъяты" в размере 12 007 480 руб.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Выводы заключения содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, отказ от затратного и доходного подходов обоснован; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Экспертом приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется соответствующая подписка.
Иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 7, части 1 статьи 16, части 9 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке, определен правовой статус ГБУ СК "Ставкрайимущество" в качестве административного ответчика, как органа, полномочия которого связаны с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Ставропольского края наделено ГБУ Ставропольского края. Акт об определении кадастровой стоимости является итоговым документом, содержащим результаты расчета кадастровой стоимости объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В тексте резолютивной части решения суда допущена описка в указании кадастрового номера одного из помещений, указан кадастровый номер " "данные изъяты"" вместо " "данные изъяты"".
Абзац второй пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" позволяет суду апелляционной инстанции исправить допущенные судом первой инстанции описки. При указанных обстоятельствах описка в указании кадастрового номера подлежит устранению в апелляционном определении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Устранить описку, допущенную в резолютивной части решения Ставропольского краевого суда от 15 ноября 2021 г. в указании кадастрового номера помещения, считать верным кадастровый номер " "данные изъяты"" вместо указанного кадастрового номера " "данные изъяты"".
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 31 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.