Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С, судей Артамоновой Т.А, Брянцевой Н.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-506/2021 (УИД 23OS0000-01-2020-001595-66) по административному иску Кривенко Андрея Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 11 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В, объяснения представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца ФИО7, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Кривенко А.А. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г.; земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 апреля 2018 г.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает их рыночную стоимость, определенную оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Линия бизнеса" ФИО6, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество и земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением суда от 11 августа 2021 г. административное исковое заявление Кривенко А.А. удовлетворено частично, с учетом уточненного административного искового заявления.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1090, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 18 639 500 руб.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания N, площадью 958, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 г, в размере 17 139 800 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью 924 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 18 апреля 2018 г, в размере 3 918 000 руб.
Установлен период применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, земельного участка с кадастровым номером N в размере 3 918 000 руб. с 18 апреля 2018 г. до 1 января 2021 г.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался.
Административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение Краснодарского краевого суда от 11 августа 2021 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе апеллянт, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П, полагает, что кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения кадастровой оценки земель.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие нарушения норм процессуального права допущены судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Кривенко А.А. является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами N ("адрес"), N ("адрес" и земельного участка с кадастровым номером N ("адрес"), что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 12-26 том 1).
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами N, N в размере 26 195 224, 40 руб. и 22 727 921, 11 руб. соответственно была утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 1 ноября 2018 г. N 2368 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, земельных участков из состава земель лесного фонда, земельных участков из состава земель водного фонда".
Вышеприведенная информация отражена в письме государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 12 января 2022 г. N 01-12/34 (л.д. 94-95 том 4).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 5 393 023, 44 руб. определена ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю по состоянию на 18 апреля 2018 г. в связи с изменением вида разрешенного использования на основании удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", о чем составлен акт от 18 апреля 2018 г. (л.д.119 том 4).
Как следует из материалов дела, обращение административного истца в суд обусловлено уплатой налога на имущество физическим лицом, налоговая база для исчисления которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поступления от указанного местного налога зачисляются по нормативам 100% в бюджеты, в частности сельских поселений.
В силу положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования, в частности иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законом Краснодарского края от 4 апреля 2016 г. N 3368-КЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена указанная дата - 1 января 2017 г.
Приведенные выше законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями налога на имущество.
Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 5 июля 2016 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска", которым признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части первой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Учитывая правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2016 г. N 15-П, орган местного самоуправления заинтересован в верном исчислении налога на имущество исходя из установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку от результата определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования, зависит размер налога, получателем которого является последний.
При этом, снижение кадастровой стоимости объекта капитального строительства, которая является налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц, средства от уплаты которого на 100 процентов поступают в местный бюджет, безусловно, повлечет уменьшение поступающих налоговых доходов и как следствие финансовых возможностей органа местного самоуправления для решения вопросов местного значения.
В указанной связи установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" напрямую затрачивают права и законные интересы Марьинского сельского поселения Красноармейского района Краснодарского края, поскольку зачисления по оплате налога на имущество поступают в бюджет данного муниципального образования, что следует из ответа администрации Марьянского сельского поселения Красноармейского района N 52 от 18 января 2022 г.
Вместе с тем суд первой инстанции, оставив без внимания приведенные положения налогового законодательства, а также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 5 июля 2016 г. N 15-П, рассматривая административный иск и удовлетворяя требования административного истца, не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрацию Марьянского сельского поселения Красноармейского района, являющеюся получателем налога на имущество физических лиц и фактически разрешилвопрос о правах лица, не привлеченного к участию в административном деле.
По вышеуказанным основаниям решение суда не может быть признано законным и обоснованным.
Допущенные судом нарушения норм процессуального права в силу пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 307-308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 11 августа 2021 г. - отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Кривенко Андрея Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, направить на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 февраля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.