Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-819/2021 по административному исковому заявлению Тимофеева Владимира Витальевича об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 29 сентября 2021 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2018 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Административный истец Тимофеев В.В. в обратился в суд о признании недействующими со дня принятия пункта 2120 Перечня на 2019 г, пункта 1597 Перечня на 2020 г, пункта 1686 Перечня на 2021 г, включающих здание с кадастровым номером "данные изъяты", ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 29 сентября 2021 г. административный иск удовлетворен. Признаны недействующими со дня принятия пункт 2120 Перечня на 2019 г, пункт 1597 Перечня на 2020 г, пункт 1686 Перечня на 2021 г.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От административного истца, а также участвовавшего в деле прокурора поступили письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты принят в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Указанные обстоятельства доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В качестве основания для включения здания в оспариваемые Перечни административным ответчиком указано на вид разрешенного использования земельного участка и назначение помещений, указанное в технической документации на здание, предусматривающее размещение торговых объектов и объектов бытового обслуживания.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в собственности административного истца Тимофеева В.В. находится нежилое здание, площадью 675 кв.м, с наименованием: "торговое, гараж", с назначением: "нежилое", расположенное на земельном участке с видом разрешенного использования: "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения", так же находящемся в собственности административного истца.
Вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания, о чем верно сделан вывод судом первой инстанции.
Указанный в апелляционной жалобе вид разрешенного использования земельного участка "под объектами транспорта" был изменен 1 сентября 2015 г. на "детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, специализированные школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения", что подтверждается сведениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю от 7 сентября 2021 г, имеющимися в материалах административного дела.
Согласно экспликации к поэтажному плану строения технического паспорта, составленного по состоянию на 20 апреля 2009 г. государственным унитарным предприятием Ставропольского края "Краевая техническая инвентаризация", помещения здания имеют назначение: "торговый зал" (25, 9 кв.м), "подсобное", "котельная", "раздевалка", "бассейн", "санузел", то есть площадь помещений, позволяющих отнести здание к объектам в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет менее 20% общей площади здания.
Обследование спорного здания в целях размещения торговых объектов и (или) объектов бытового обслуживания для включения в Перечни на 2019, 2020 гг. административным ответчиком не проводилось.
В материалы дела представлен акт обследования спорного здания на предмет его фактического использования от 27 ноября 2020 г, проведенного Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество" на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края N 1291 от 25 ноября 2020 г, согласно которому помещения в здании под торговые объекты, объекты общественного питания, объекты бытового обслуживания не используются.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем министерство имущественных отношений Ставропольского края процессуальную обязанность не выполнило, доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для определения налоговой базы как кадастровой стоимости имущества, не представило.
При разрешении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному делу не установлены.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 29 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.