Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления градостроительства администрации города Владивостока и администрации города Владивостока на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зинченко Е.Е. к управлению градостроительства администрации города Владивостока, администрации города Владивостока, Главе города Владивостока о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя управления градостроительства администрации города Владивостока и администрации города Владивостока Симоновой Т.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июля 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Зинченко Е.Е. к управлению градостроительства администрации города Владивостока (далее - Управление), администрации города Владивостока (далее - Администрация), Главе города Владивостока: признаны незаконными действия Управления, выразившиеся в распространении персональных данных Зинченко Е.Е. путём их размещения в приложении к заключению о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территорий Владивостокского городского округа от 12 ноября 2020 года N 3, а также в приложении к заключению о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа от 12 ноября 2020 года N 2; признано незаконным решение Управления от 1 декабря 2020 года N 42113-ог, принятое по результатам рассмотрения заявления Зинченко Е.Е.; на Управление возложена обязанность прекратить обработку персональных данных Зинченко Е.Е, а именно: фамилии, имени, отчества, сведений о месте её регистрации, путём исключения указанных персональных данных административного истца из приложения к заключению о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 12 ноября 2020 года N 3, из приложения к заключению о результатах общественных обсуждений по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа от 12 ноября 2020 года N 2; с Управления в пользу Зинченко Е.Е. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
22 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления и Администрации, поданная 15 октября 2021 года через Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Зинченко Е.Е. и Глава города Владивостока, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, 17 ноября 2020 года на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://vlc.ru) в разделе "Общественные обсуждения" размещены заключения Управления: от 12 октября 2020 года N 2 о результатах общественного обсуждения по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119; от 12 ноября 2020 года N 3 о результатах общественных обсуждений по проектам внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462.
К данным заключениям прилагались в табличной форме письменные сведения о внесённых предложениях и замечаниях граждан, являвшихся участниками общественных обсуждений по указанным проектам. Так, в пункте 355 таблицы по проекту внесения изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа и в пункте 486 таблицы по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа излагались соответствующие письменные предложения и замечания Зинченко Е.Е, при этом в таблице приводились полные сведения о её фамилии, имени и отчестве, а также полные сведения об адресе её места жительства.
19 ноября 2020 года административный истец обратился в Управление с заявлением, в котором просил исключить его персональные данные путём их обезличивания из пункта 355 таблицы, являющейся приложением к заключению Управления от 12 октября 2020 года N 2, и из пункта 486 таблицы, являющейся приложением к заключению Управления от 12 ноября 2020 года N 3.
Письмом от 1 декабря 2020 года N 42113-ог за подписью начальника Управления Аброськина С.И. обращение Зинченко Е.Е. оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что участники общественных обсуждений и публичных слушаний проходят процедуру идентификации, при этом сведения об идентифицированных участниках - физических лицах таких общественных обсуждений и публичных слушаний включают в себя документально подтверждённые сведения об их фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате рождения, адресе места жительства (регистрации). Следовательно, оснований для исключения (обезличивания) представленных Зинченко Е.Е. для идентификации её в качестве участка общественных обсуждений персональных данных в документах по результатам проведённых общественных обсуждений не имеется.
Считая данное решение органа местного самоуправления незаконным, нарушающим её права и охраняемые законом интересы, Зинченко Е.Е. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая данный административный спор, Фрунзенский районный суд города Владивостока Приморского края и судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришли к выводу, что размещение на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" персональных данных административного истца без его согласия является нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем удовлетворили заявленные Зинченко Е.Е. административные исковые требования.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что установленные по настоящему административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые применительно к положениям действующего законодательства о защите персональных данных, подтверждают правомерность указания нижестоящими судами на необходимость удовлетворения административного иска.
Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (часть 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 12 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
Обработка персональных данных участников общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляется с учётом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ (часть 14 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ следует, что под "персональными данными" понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1); "под обработкой персональных данных" - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).
По общему правилу обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ).
Статьёй 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (часть 1); обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (часть 3); согласие должно содержать перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных, а также перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных (пункты 5 и 7 части 4).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке.
Из системного толкования приведенных норм следует, что представленные участниками общественных обсуждений или публичных слушаний для целей их идентификации персональные данные должны обрабатываться уполномоченным органом в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ. Размещение персональных данных Зинченко Е.Е. на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" могло производиться только с её согласия, которое должно было быть конкретным, информированным и сознательным.
В данном случае со стороны административных ответчиков судам не было представлено доказательств получения подобного согласия от субъекта персональных данных.
Вопреки доводом кассационной жалобы, Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территориях Владивостокского, Артемовского городских округов, Надеждинского, Шкотовского муниципальных районов Приморского края, утверждённый постановлением Администрации Приморского края от 25 августа 2015 года N 303-па, не предоставлял Администрации и Управлению права на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без согласия Зинченко Е.Е. полных сведений о её фамилии, имени и отчестве, адресе её места жительства.
В силу положений части 7 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ, после идентификации административного истца как участника общественных обсуждений проектов муниципальных нормативных правовых актов в области градостроительства, представленные им персональные данные подлежали уничтожению либо обезличиванию, поскольку цель их обработки была достигнута.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 5 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления градостроительства администрации города Владивостока, администрации города Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.