Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества "РНГ" о признании не действующим в части приказа Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550 "Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550 "Об утверждении регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550), размещённым 17 сентября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждён региональный коэффициент индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации в размере "1, 5" (пункт 1), а также Порядок применения регионального коэффициента индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2) (далее - Порядок).
Согласно указанному Порядку региональный коэффициент применяется к договорам аренды лесного участка, которые в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации заключаются без проведения торгов, при этом размер арендной платы за пользование таким лесным участком определяется как произведение минимального размера арендной платы, установленного в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации и уплачиваемого в федеральный бюджет, а также регионального коэффициента "1, 5", утверждённого Приказом от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550.
Акционерное общество "РНГ" (далее - АО "РНГ", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, в котором просило: признать не действующим Приказ от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550 в части его применения к договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
В обоснование заявленных требований общество указало, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям статей 73, 81, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку определение размера арендных платежей за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти. В то же время, Приказ от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550 незаконно увеличивает размер арендной платы по сравнению с её величиной, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310), чем нарушает права административного истца, являющегося арендатором лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 года, административное исковое заявление АО "РНГ" удовлетворено: признан не действующим и не подлежащим применению с момента принятия Приказ от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550 в части его применения к договорам аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности; с Министерства в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
8 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная 11 октября 2021 года через Верховный Суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с допущенным судами неправильным применением норм материального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Приказом от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550, размещённым 17 сентября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждён региональный коэффициент индексации минимального размера арендной платы, определяемой в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации в размере "1, 5" (пункт 1), а также Порядок применения данного регионального коэффициента (пункт 2), которым предусмотрено, что размер арендной платы по договорам аренды лесного участка, которые в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации заключаются без проведения торгов, определяется путём умножения минимального размера арендной платы лесного участка, определяемого в соответствии со статьёй 73 Лесного кодекса Российской Федерации, на региональный коэффициент "1, 5", утверждённый Приказом от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550.
АО "РНК" по договору аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 18 января 2021 года N 38, заключённому с Министерством на срок до 17 декабря 2069 года, переданы в пользование находящиеся в собственности Российской Федерации лесные участки с кадастровыми номерами 14:16:070101:3403 и 14:16:070101:3406 в целях размещения объектов технической эксплуатации трубопроводного транспорта, расположенные в муниципальном образовании "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (земли лесного фонда, находящиеся в выделе 4 квартала N 668 Мирнинского участкового лесничества Мирнинского лесничества).
Из содержания Приложений NN 3 и 4 к договору аренды от 18 января 2021 года N 38 (расчёт арендной платы, сроки внесения арендной платы) следует, что при определении размера ежегодной арендной платы применяется коэффициент "1, 5", установленный Приказом от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550, при этом часть итоговой величины размера арендной платы, соответствующей применяемому коэффициенту, подлежит внесению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Положения статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривают, что использование лесов в Российской Федерации является платным (часть 1); за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений (часть 2); размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, часть 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 38.1, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации (в том числе: для цели геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; для цели строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов).
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов утверждены пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 (Таблицы NN 14 и 16).
Признавая не действующим с момента принятия Приказ от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550 в той части, в которой он допускает применение установленного им регионального коэффициента "1, 5" при определении размера арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, Верховный Суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, обоснованно исходил из того, что действующим федеральным законодательством органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено полномочий по установлению дополнительных коэффициентов к утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 ставкам арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности лесными участками.
Соответствующие выводы нижестоящих судов являются верными и в полной мере согласуются с приведёнными положениями статей 73, 73.1, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
Доводы кассационной жалобы Министерства о том, что действующее законодательство не содержит запрета на установление органами государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительных платежей для арендаторов лесных участков, находящихся в федеральной собственности, превышающих размер, установленный Правительством Российской Федерации, и зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации; что дополнительные денежные средства, получаемые бюджетом Республики Саха (Якутия) от арендаторов в результате применения оспариваемого коэффициента, идут на финансирование мероприятий по содержанию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров, - не опровергают изложенные в решении и апелляционном определении правильные выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности Приказа от 28 августа 2020 года N 01-05/1-550, по существу эти доводы сводятся к неверному субъективному толкованию норм материального права и к переоценке установленных по делу фактических обстоятельств, которые в силу положений частей 2 и 3 статьи 329 КАС РФ не могут являться основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.