Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бубякин Д.Г. к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Бубякина Д.Г. к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент): признан незаконным отказ Департамента от 13 января 2021 года N 41-ДИЗО/21 в предоставлении Бубякину Д.Г. в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:106103:269; на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бубякина Д.Г. от 9 декабря 2020 года о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность; с Департамента в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
22 ноября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента, поданная 25 октября 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2019 года по гражданскому делу N признано право собственности ФИО5, который ранее являлся членом дачно-садового потребительского кооператива "Птицевод-2" (далее - ДСПК "Птицевод-2"), на нежилое здание - дачу с кадастровым номером N, общей площадью 32, 5 кв. м, расположенную по адресу: "адрес"".
Данный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1682 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для дачного строительства, поставленного на кадастровый учёт 22 августа 2012 года.
23 ноября 2020 года между ФИО5 и Бубякиным Д.Г. заключён договор купли-продажи нежилого здания (дачи) с кадастровым номером N. Государственная регистрация права собственности административного истца на указанный объект недвижимости произведена 30 ноября 2020 года (номер регистрации N).
9 декабря 2020 года Бубякин Д.Г. обратился в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении ему в собственность для дачного строительства земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Письмом от 13 января 2021 года N 41-ДИЗО/21 за подписью и.о. начальника Департамента ФИО6 в удовлетворении заявления административного истца со ссылкой на положения пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации было отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером N не может быть предоставлен в собственность, поскольку часть этого земельного участка находится в границах красных линий (отнесена к территории общего пользования). Дополнительно Бубякину Д.Г. разъяснялась возможность изменения границ испрашиваемого земельного участка для их приведения в соответствии с существующим проектом межевания территории и исключения наложения на существующие красные линии.
Из содержания пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не установлено данной статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации относит случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Удовлетворяя административное исковое заявление Бубякина Д.Г. и признавая решение Департамента от 13 января 2021 года N 41-ДИЗО/21 незаконным, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) пришли к выводу, что со стороны административного ответчика не было представлено доказательств, достоверно подтверждающих прохождение красных линий через земельный участок с кадастровым номером 14:36:106103:269.
Вместе с тем, принимая такое решение, суды не установили и не исследовали все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела.
Под "территориями общего пользования" понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под "красными линиями" понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
По общему правилу красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории, а также на чертежах проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В данном случае Бубякин Д.Г. испрашивал земельный участок с кадастровым номером 14:36:106103:269 в собственность, следовательно, установление фактических обстоятельств, связанных с нахождением красных линий в границах указанного земельного участка либо их отсутствием, имеет существенное значение для правильного рассмотрения настоящего административного спора.
Между тем, делая вывод об отсутствии наложения красных линий на испрашиваемый земельный участок, суды первой и апелляционной инстанций оставили без внимания содержание имеющихся в материалах дела сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 16 декабря 2020 года N, текстовая часть которых указывает на имеющиеся градостроительные ограничения в отношении данного земельного участка: наличие в пределах границ земельного участка красный линий, границы которых определены, в том числе, в соответствии с Проектом планировки и межевания территории квартала "100" города Якутска городского округа "город Якутск", утверждённым распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19 мая 2016 года N 796р (далее - Проект планировки и межевания территории). Судами не дана оценка картографическим материалам, приложенным к указанным выше сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Непосредственно чертежи Проекта планировки и межевания территории, касающейся территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером N, к материалам дела не приобщены и не исследованы.
В соответствии с частью 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Из содержания части 8 статьи 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объёме.
Согласно части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В данном случае суды не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего административного дела, в связи с чем судебная коллегия суда кассационной инстанции считает необходимым, руководствуясь положениями части 2 статьи 328, пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ, решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить, направив административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.