Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Кравченко А.И, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к городскому округу "город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о возложении обязанности заключить соглашение по выкупу жилого помещения, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 29 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2021 года, Заслушав доклад судьи Кравченко А.И,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к городскому округу "город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о возложении обязанности заключить соглашение по выкупу жилого помещения.
В обоснование требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", ул. 45/2, "адрес". Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-па жилой дом, в котором расположена ее квартира, включен в перечень затопленных в результате чрезвычайной ситуации жилых домов. Заключением межведомственной комиссии ее квартира признана непригодной для проживания. Однако, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по городу Комсомольск-на-Амуре" ей отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории "адрес" в период июль-сентябрь 2019 года, поскольку в ее собственности имеется иное жилье.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, и полагая, что имеет право на защиту своих прав в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просила суд возложить на ответчика обязанность заключить с ней соглашение по выкупу жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" по рыночной цене.
Решением Центрального районного суда горда Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на то, что суды неправильно определили обстоятельства имеющие значение по делу, не применили к спорным правоотношениям положения закона подлежащего применению.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходил из того, что истец в соответствии положениями Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2019 N 1327, а также Порядком предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденным постановлением правительства Хабаровского края N 440-пр от 26 октября 2019 года, права на меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, не имеет, поскольку является правообладателем другого пригодного для проживания жилья. Оснований для понуждения администрации г.Комсомольска-на-Амуре к заключению с ФИО1 соглашения о выкупе пострадавшего в результате паводка жилого помещения не имеется, процедура изъятия жилого помещения для государственных либо муниципальных нужд не проводилась.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выражая несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Статьей 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (абзацы второй и седьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края утвержден постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 г. N 440-пр.
Названные выше Правила, а также установленный на региональном уровне Порядок, предусматривают, что мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, лишившимся в результате чрезвычайной ситуации единственного жилья реализуются однократно, при этом право на получение таких выплат имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Принимая во внимание приведенное нормативное регулирование, учитывая, что истец помимо поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком жилого помещения является правообладателем другого жилого помещения, при этом требование о сносе аварийного дома администрацией собственникам не направлялось, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом, для муниципальных нужд не принято, соответственно процедура изъятия жилых помещений путем их выкупа не начата, требования истца о возложении на ответчика обязанности заключить с ней соглашение о выкупе жилого помещения в многоквартирном доме, признанном непригодным для проживания, заявлены преждевременно и обоснованно оставлены без удовлетворения при рассмотрении настоящего дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, юридические значимые обстоятельства по делу установлены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 29 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 7 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.