Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Жудова Н.В, Зюлина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по доверенности Яворского Д.Д. на решение Московского городского суда от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года, вынесенные по административному делу N 3а-113/2021 по административному исковому заявлению Акционерного общества "ИНТЕКО" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имуществ, заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Акционерное общество "ИНТЕКО" (далее АО "ИНТЕКО") обратилось суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих на праве собственности земельных участков:
с кадастровым номером 77:07:0000000:4881, общей площадью 93 900 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 4 397 900 400 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:4941, общей площадью 61 389 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 391 293 486 рублей, с кадастровым номером 77:07:0013001:4589общей площадью 7 946 кв.м, расположенного по адресу: г "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2021 года в размере 111 124 810 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:4585общей площадью 4 710 кв.м, расположенного по адресу: г "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 76 937 850 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:4587, общей площадью 11 726 кв.м,, расположенного по адресу: г "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 137 803 952 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:4883, общей площадью 100 569 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 641 026 806 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:4583, общей площадью 11 138 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года 130 893 776 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:9651, общей площадью 60 095 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2019 года в размере 389 535 790 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:5388, общей площадью 85 005 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 сентября 2019 года в размере 554 317 605 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:5389, общей площадью 4 604 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 сентября 2019 года в размере 36 924 080 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:5390, общей площадью 4 900 кв.м. расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 сентября 2019 года в размере 39 298 000 рублей.
В обоснование заявленных требований общество указало, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости значительно выше рыночной стоимости, что нарушает права юридического лица, поскольку влечет увеличение налогового бремени для административного истца, как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решением Московского городского суда от 19 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года, установлена кадастровая стоимость земельных участков:
с кадастровым номером 77:07:0000000:4881, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 4 571 991 000 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:4941, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 889 036 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4589, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 129 933 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4585, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 89 961 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4587, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 161 127 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0000000:4883, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 1 456 440 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4583, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 153 047 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0000000:9651, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 807 617 000 рублей и определенной по состоянию на 28 августа 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:5388, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 1 208 856 000 рублей и определенной по состоянию на 30 сентября 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:5389, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 82 499 000 рублей и определенной по состоянию на 30 сентября 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:5390, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 87 803 000 рублей и определённой по состоянию на 30 сентября 2019 года.
В кассационной жалобе представитель ДГИ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" по доверенности Яворский Д.Д. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права. В кассационной жалобе приведены доводы о ненадлежащем качестве судебной оценочной экспертизы, несоответствии заключения эксперта федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 329 КАС РФ).
Такие нарушения не были допущены судами обеих инстанций при рассмотрении данного административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
В соответствии с положениями статьей 24.18 и 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельные участки:
с кадастровым номером 77:07:0000000:4881, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0000000:4941, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0013001:4589, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0013001:4585, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0013001:4587, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0000000:4883, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0013001:4583, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
с кадастровым номером 77:07:0000000:9651, расположенного по адресу: "адрес", "адрес".
с кадастровым номером 77:07:0013001:5388, расположенного по адресу: "адрес", "адрес".
с кадастровым номером 77:07:0013001:5389, расположенного по адресу: "адрес", "адрес".
с кадастровым номером 77:07:0013001:5390, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"
Кадастровой стоимость земельных участков определена на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, административный истец представил в суд отчёт ООО "КГ "ВСК" об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 25 августа 2020 года, согласно которым рыночная стоимость земельных участков:
с кадастровым номером 77:07:0000000:4881, общей, площадью 93 900 кв.м. расположенного по адресу: "адрес", вл. "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 4 397 900 400 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:494, общей площадью 61 389 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 391 293 486 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:4589, общей площадью 7 946 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 111 124 810 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:4585, общей площадью 4 710 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 76 937 850 рублей;
с кадастровым, номером 77:07:0013001:4587, общей площадью 11 726 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 137 803 952 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:4883, общей площадью 100 569 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 641 026 806 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:4583, общей площадью 11 138 кв.м. расположенного по адресу: г "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года 130 893 776 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:9651, общей площадью 60 095 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 28 августа 2019 года в размере 389 535 790 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:5388, общей площадью 85 005 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 сентября 2019 года в размере 554 317 605 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:5389, общей площадью 4 604 кв.м. расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 сентября 2019 года в размере 36 924 080 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0013001:5390, общей площадью 4 900 кв.м. расположенного по адресу: г "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 сентября 2019 года в размере 39 298 000 рублей.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в пункте 23 постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчёта, судом назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО "МАГИСТР Экспертных Исследований". По результатам судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке N 163-08/2020 от 25 августа 2020 года подготовленный оценщиком ООО "ГК "ВСК", признаны не соответствующими требованиям законодательства об оценочной деятельности, определена следящая рыночная стоимость оспариваемых объектов недвижимости:
с кадастровым номером 77:07:0000000:4881, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 4 571 991 000 рублей;
с кадастровым номером 77:07:0000000:4941, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 889 036 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4589, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 129 933 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4585, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 89 961 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4587, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 161 127 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0000000:4883, расположенного по адресу "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 1 456 440 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:4583, расположенного по адресу: г "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 153 047 000 рублей и определенной по состоянию на 01 января 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0000000:9651, расположенного по адресу "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 807 617 000 рублей и определенной по состоянию на 28 августа 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:5388, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 1 208 856 000 рублей и определенной по состоянию на 30 сентября 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:5389, расположенного по адресу: г "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 82 499 000 рублей и определенной по состоянию на 30 сентября 2019 года.
с кадастровым номером 77:07:0013001:5390, расположенного по адресу: г "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 87 803 000 рублей и определённой по состоянию на 30 сентября 2019 года.
Рассматривая требования по существу, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена на основании заключения судебной экспертизы ООО "МАГИСТР Экспертных Исследований" от 19 ноября 2020 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций, поскольку приведенная в судебных актах оценка экспертного заключения, как доказательства по данному административному делу, соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ..
Оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследования и стажем работы, оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
В заключении эксперта подробно описано проведенное исследование с указанием примененных методов, обоснования выбора объектов-аналогов и сделанных выводов. Полученное судом заключение эксперта отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного характера, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.
Проводя оценку исследованных доказательств, суды первой и апелляционной инстанций вопреки содержанию кассационной жалобы пришли к правильному выводу о том, что приведенные в заключении экспертизы выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты верны.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о несоответствии положенного в основу выводов суда заключения эксперта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, получили надлежащую оценку судами первой и апелляционной инстанции, и с учетом письменных пояснений эксперта, обоснованно не признаны в качестве оснований, позволяющих усомниться в выводах эксперта.
Заключение эксперта содержит подробные описания объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода (подходов) и его обоснование, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих корректировок экспертом произведены корректно, отказ от применения корректировок экспертом обоснован с приведением соответствующей мотивировки, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в исследуемый период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Таким образом профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и произведенными расчетами, экспертное заключение является надлежащим доказательством, отвечает требованиям относимости, допустимости, и не вызывает сомнений в достоверности.
Убедительных доводов и объективных доказательств, которые могли свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суду представлено не было.
Само по себе несогласие той или иной стороны с заключением эксперта, при отсутствии надлежащего обоснования, не может быть принято в качестве безусловного основания для признания его недопустимым доказательством и назначения повторной или дополнительной экспертиз как противоречащее задачам и принципам административного судопроизводства.
Вопреки позиции административного ответчика порядок рассмотрения настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не нарушен. Судами созданы необходимые условия и приняты достаточные меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу, оказано содействие в реализации сторонами своих процессуальных прав.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в обжалованных решении и апелляционном определении.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену состоявшихся по делу судебных актов, по настоящему делу не допущено.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по доверенности Яворского Д.Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.