Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тогубицкого В.А, судей: Шендрикова И.В. и Коробенко Э.В, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Астраханского гарнизонного военного суда от 8 июня 2021 г, которым отказано в удовлетворении заявленных подполковником Шевченко Игорем Владимировичем требований о признании незаконным решения территориального отделения, г. Ахтубинск, Астраханская область филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной структуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение филиала "Южный") об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением территориального отделения филиала "Южный" от 16 февраля 2021г. NАХТ-1огк Шевченко И.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку ранее он был обеспечен за счет государства жилым помещением, возможность сдачи которого им утрачена.
Шевченко И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение структурного подразделения уполномоченного органа, обязать территориальное отделение филиала "Южный" его отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением (форма обеспечения - жилищная субсидия) и внести соответствующие сведения в единый реестр учета военнослужащих.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование автор жалобы приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, судебную практику вышестоящих судебных инстанций и указывает, что жильем по месту прохождения военной службы он не обеспечен, а наличие у него в собственности домовладения в "адрес" не может являться препятствием признания его нуждающимся в жилом помещении в "адрес". По его мнению ограничение, касающееся однократного обеспечения жильем, относится к военнослужащим, выслуга лет которых составляет 10 лет и более при их увольнении с военной службы и не распространяется на проходящих военную службу военнослужащих. Такой же вывод изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 г..N 6н-424/08, согласно которому не исключена возможность, в порядке улучшения жилищных условий, повторного обеспечения военнослужащего жилым помещением, но с учетом ранее предоставленного ему от военного ведомства жилого помещения. С 1 января 2014 г..военнослужащим, заключившим контракты о прохождении военной службы до 1 января 1998 г..и признанным нуждающимся в жилье предоставляется жилищная субсидия, при этом нормативно-правовые акты, регулирующие ее расчет и предоставление не содержат ограничений минимального размера норматива общей площади, уменьшаемого на имеющееся в собственности жилье, исходя из которого производится расчет этой субсидии.
Проведя анализ приведенных в жалобе правовых норм, судебной практики и обстоятельств дела, автор жалобы приходит к выводу, что отсутствие у него объективной возможности сдать ранее предоставленное от военного ведомства жилое помещение, которое на момент его отчуждения решением муниципального образования "Город Ахтубинск" от 12декабря 2008 г..было переведено в категорию нежилого помещения, в данном конкретном случае правового значения не имеет, так как жилищная субсидия предусматривает ее выделение с учетом совершенных военнослужащим действий и гражданско-правовых сделок, в результате которых произведено отчуждение. Однако такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня их совершения, что судом принято во внимание не было.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В ч. 2 ст. 51 ЖК РФ закреплено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в "адрес", утвержденных Решением областного исполнительного комитета от 23 ноября 1984 г. N 679, и ст. 30 Закона Астраханской области от 17 февраля 2000 г. N 5/2000-ОЗ "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в "адрес"" (действовавших в 1999 и 2001 годах), учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в "адрес" составляет 8 кв.м (до 9марта 2000 г.) и 9 кв.м (с 9 марта 2000 г.) общей площади на одного члена семьи.
По делу установлено, что Шевченко И.В, имеющий общую продолжительность военной службы более 30 лет, проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
В июле 2002 года Шевченко И.В. на состав семьи из трех человек по месту прохождения военной службы от Министерства обороны Российской Федерации была предоставлена служебная "адрес", общей площадью 45 кв.м.
Постановлением главы администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 31 марта 2008 г. N 153 указанное жилое помещение было исключено из служебного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации и переведено в социальное жилье, после чего, на основании договора передачи от 15сентября того же года N 97, передано в общую долевую собственность административного истца и членов его семьи (доля в праве 1/3 - 15, 167 кв.м).
Согласно представленной суду апелляционной инстанции копии договора купли-продажи квартиры от 1 декабря 2008 г, Шевченко И.В, его супруга и дочь продали указанную выше квартиру гражданке Е.В. как жилое помещение.
В последующем, как следует из представленных и исследованных судом апелляционной инстанции копий постановления главы администрации муниципального образования "Город Ахтубинск" от 2 марта 2009 г. N 98 и разрешения названной администрации на ввод объекта в эксплуатацию от 26 апреля 2010 г. N RU 30501112-8, по заявлению Е.В... данная квартира была переведена из жилого помещения в нежилое.
Поэтому ссылка административного истца на то, что на момент отчуждения предоставленной ему от военного ведомства квартиры она имела статус нежилого помещения, является несостоятельной.
Кроме того, согласно материалам дела Шевченко И.В. на праве собственности принадлежит 1/2 доля жилого помещения общей площадью 32, 6 кв.м, находящегося по адресу: "адрес"
В соответствии со ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет службы) с передачей им этого жилья при увольнении в запас в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Следовательно, необходимым условием предоставления военнослужащему и членам его семьи жилого помещения по избранному месту жительства является сдача занимаемого жилого помещения.
В случае, когда военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может в установленном порядке сдать его или приходящуюся на него часть жилья, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность либо в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
Приведенное толкование материального закона основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Поскольку Шевченко И.В. добровольно утрачено право пользования жилой площадью в квартире по адресу: "адрес" то гарнизонный военный суд сделал обоснованный вывод, что не обеспечение его жильем по месту службы не свидетельствует о необходимости повторного обеспечения его жилым помещением от военного ведомства.
При таких обстоятельствах и учитывая, что ранее полученное от государства по установленным нормам жилье, истец сдать не имеет возможности и поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", что может привести к сверхнормативному обеспечению его жильем, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным оспариваемого решения территориального отделения филиала "Южный".
Утверждение Шевченко И.В. о том, что предоставление ему жилого помещения возможно с зачетом площади ранее предоставленного жилого помещения, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка в жалобе на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении схожего, по мнению истца, спора, несостоятельна, поскольку представляет собой применение нормы права с учетом конкретных обстоятельств дела, то есть конкретные судебные решения не носят преюдициального характера при разрешении дел других лиц.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Астраханского гарнизонного военного суда от 8 июня 2021 г. по административному исковому заявлению Шевченко Игоря Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.