Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Галимова Л.Т, судей Нуриахметова И.Ф, Шакуровой Н.К, при ведении протокола судебного заседания секретарем Пашаевой Э.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционным жалобам Шагимардановой ФИО11 на решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 18.11.2020, которым постановлено:
"административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан к Шагимардановой ФИО12 о взыскании задолженности по транспортному налогу удовлетворить.
Взыскать с Шагимардановой ФИО13 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан задолженность по транспортному налогу в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей "данные изъяты" копейки.
Взыскать с Шагимардановой ФИО14 государственную пошлину в доход государства в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей "данные изъяты" копейки";
на дополнительное решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 19.04.2021, которым постановлено:
"взыскать с Шагимардановой ФИО15, зарегистрированной по адресу: "адрес", задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, из которых "данные изъяты" рублей транспортный налог с физических лиц и пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, начисленные за период с "дата" по "дата", "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с "дата" по "дата"".
Проверив материалы административного дела, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан - Маусову ФИО16, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС N 12) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шагимардановой ФИО17 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
В обоснование заявленных требований указано, что Шагимарданова ФИО18 является плательщиком транспортного налога, в 2018 году ей на праве собственности принадлежали транспортные средства: автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак.., марка/модель: "данные изъяты", "дата" года выпуска, VIN:.., дата регистрации права собственности "дата", дата утраты права "дата"; автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак.., марка/модель: "данные изъяты", "дата" года выпуска, VIN:.., дата регистрации права собственности "дата", дата утраты права "дата". Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2015 по делу N А65-16819/2019 Шагимарданова ФИО20 признана банкротом, в отношении нее введена процедура реализации имущества должника. Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.10.2018 процедура реализации имущества должника в отношении Шагимардановой ФИО19 завершена.
МРИ ФНС N 12 произведено начисление в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Татарстан от 29.11.2002 N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" транспортного налога за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки. Шагимардановой ФИО23 направлялись уведомления и требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена. 20.05.2020 мировым судьей судебного участка N 1 по Алькеевскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Шагимардановой ФИО21 в пользу МРИ ФНС N 12 задолженности по транспортному налогу. В связи с поступившим возражением Шагимардановой ФИО24 определением мирового судьи от 05.06.2020 судебный приказ отменен.
Административный истец просит взыскать с Шагимардановой ФИО26 недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки.
МРИ ФНС N 12 на судебное заседание представителя не направила, о месте и времени судебного заседания извещена.
Шагимарданова ФИО27 на судебное заседание не явилась, представителя не направила, извещалась.
Суд принял решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
19.04.2021 судом принято дополнительное решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда и дополнительным решением суда не согласилась Шагимарданова ФИО28, в апелляционных жалобах ставит вопрос об их отмене. В обоснование указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Указывает, что не имела юридической возможности снять с регистрационного учета реализованные в 2016 году конкурсным управляющим на торгах транспортные средства, поскольку в соответствии с положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" все права на распоряжение имуществом, составляющим конкурсную массу, осуществляются финансовым управляющим.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан - Маусова ФИО29 с доводами апелляционных жалоб не согласилась, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Республики Татарстан транспортный налог установлен и введен в действие, определены его ставки, порядок, сроки его уплаты и льготы Законом Республики Татарстан от 29.11.2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге".
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела следует и установлено судом первой инстанции, Шагимардановой ФИО31 в 2018 году на праве собственности принадлежали транспортные средства: автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак.., марка/модель: "данные изъяты", "дата" года выпуска, VIN:.., дата регистрации права собственности "дата", дата утраты права "дата"; автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак.., марка/модель: "данные изъяты", "дата" года выпуска, VIN:.., дата регистрации права собственности "дата", дата утраты права "дата".
Шагимардановой ФИО32 направлено налоговое уведомление от "дата" N... об уплате за 2018 год транспортного налога в размере "данные изъяты" рублей не позднее "дата".
Шагимардановой ФИО33 выставлено требование N... по состоянию на "дата" об уплате транспортного налога в размере "данные изъяты" рублей со сроком исполнения до "дата".
Расчет суммы пени, включенной в требование N... по уплате транспортного налога, указан в таблице.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 по Алькеевскому судебному району Республики Татарстан от 20.05.2020 указанная задолженность взыскана с Шагимардановой ФИО36.
На основании заявления Шагимардановой ФИО34 определением мирового судьи от 05.06.2020 судебный приказ отменен.
Удовлетворяя заявленные МРИ ФНС N 12 административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Шагимардановой ФИО35 не исполнена обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу с физических лиц, ей было выставлено налоговое требование, срок взыскания налоговой задолженности не пропущен, расчет составлен правильно, полномочия лица, подписавшего административное исковое заявление, оформлены и подтверждены надлежащим образом. Доводы административного ответчика о том, что требования должны были предъявляться в рамках дела о банкротстве отклонены судом; указано, что из смысла положений статьей 357, 358, 400 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для взыскания транспортного налога являлось зарегистрированное право собственности Шагимардановой ФИО37 на транспортные средства, а не ее предпринимательская деятельность; наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога правового значения не имеет; в указанный период Шагимарданова ФИО38 являлась собственником транспортных средств как физическое лицо и обязана уплачивать транспортный налог, исходя из самого факта нахождения автомобилей в её собственности; цель использования административным ответчиком автомобилей (в предпринимательской деятельности либо для реализации бытовых нужд) не имеет правового значения и не влечет изменения ни ставок налога, ни порядка его уплаты.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из пункта 5 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) следует, что с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
В пункте 7 статьи 213.25 Закона N 127-ФЗ указано, что с даты признания гражданина банкротом, регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.12.2015 индивидуальный предприниматель Шагимарданова ФИО39 признана несостоятельным (банкротом), и в отношении нее введена процедура реализации имущества должника.
В ходе процедуры реализации имущества Шагимардановой ФИО40 в рамках дела о банкротстве транспортные средства: автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак.., марка/модель: "данные изъяты", "дата" года выпуска, VIN:.., дата регистрации права собственности "дата", дата утраты права "дата"; автомобиль грузовой, государственный регистрационный знак.., марка/модель: "данные изъяты", "дата" года выпуска, VIN.., дата регистрации права собственности "дата", дата утраты права "дата", реализованы организатором торгов - финансовым управляющим Лукьяновой ФИО41.
При этом заключены договора купли-продажи с победителями торгов: с Лукиным ФИО42 от "дата", с Архиповой ФИО43 от "дата".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2018 завершена процедура реализации имущества Шагимардановой ФИО44.
При таких обстоятельствах, учитывая, что после признания гражданина банкротом и введения процедуры реализации имущества должника, Шагимарданова ФИО45 не имела возможности распоряжаться принадлежащими ей транспортными средствами, она не могла быть надлежащим субъектом обращения в ГИБДД относительно снятия с регистрационного учета указанных выше транспортных средств. При этом вышеназванные транспортные средства, ранее принадлежавшие административному ответчику, были реализованы в ходе процедуры реализации имущества должника организатором торгов - финансовым управляющим.
Поскольку при разрешении спора судом были сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и неправильно применен материальный закон, решение суда и дополнительное решение суда не могут быть признаны законными и подлежат отмене с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований о взыскании с Шагимардановой ФИО46 задолженности по транспортному налогу за 2018 год.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 18.11.2021, дополнительное решение Алькеевского районного суда Республики Татарстан от 19.04.2021 по данному административному делу отменить и принять новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Республике Татарстан к Шагимардановой ФИО47 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 18.08.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.