Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И, судей Галимова Л.Т, Нуриахметова И.Ф, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Галимова Л.Т. административное дело по апелляционной жалобе представителя Сафиуллина ФИО10 - Бухаровой ФИО12 ФИО11 на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 29.01.2021, которым постановлено:
"административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан к Сафиуллину ФИО9 о взыскании недоимки по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафа удовлетворить частично.
Взыскать с Сафиуллина ФИО13, проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей, пени в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей "данные изъяты" копеек, штраф в размере "данные изъяты" ("данные изъяты" "данные изъяты") рублей "данные изъяты" копеек.
Взыскать с Сафиуллина ФИО14 государственную пошлину в федеральный бюджет в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей".
По административному делу принято дополнительное решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 16.07.2021, которым постановлено:
"взыскать с Сафиуллина ФИО15 проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей, пени в размере "данные изъяты" ("данные изъяты") рублей "данные изъяты" копеек, штраф в размере "данные изъяты" ("данные изъяты" "данные изъяты") рублей "данные изъяты" копеек, в том числе: задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации за первый квартал 2016 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.04.2016 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рубля, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за второй квартал 2016 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.07.2016 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за третий квартал 2016 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.10.2016 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в
сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за четвертый квартал 2016 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.01.2017 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за первый квартал 2017 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.04.2017 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за второй квартал 2017 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.07.2017 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за третий квартал 2017 года в размере "данные изъяты" рубля, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты"
копеек; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за четвертый квартал 2017 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.01.2018 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек; задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за первый квартал 2018 года в размере "данные изъяты" рублей, пени в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 25.04.2018 по 26.11.2018, штраф по части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек".
Проверив материалы административного дела, выслушав представителя Сафиуллина ФИО17 - Бухарову ФИО18, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан - Иванову ФИО16, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан (далее - МРИ ФНС N 11) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сафиуллину ФИО19 о взыскании налоговой задолженности.
В обоснование заявленных требований указано, что Сафиуллин ФИО20 в период с 22.07.2011 по 29.01.2020 являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работа, услуги) своевременно и в полном объеме не уплачена. Сафиуллин ФИО21 представил в МРИ ФНС N 11 налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость на товары (работа, услуги) за четвертый квартал 2015 года; первый, второй, третий, четвертый кварталы 2016 года; первый, второй, третий, четвертый кварталы 2017 года; первый квартал 2018 года. По представленным в МРИ ФНС N 11 декларациям проведены камеральные налоговые проверки и вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. МРИ ФНС N 11 произведено начисление в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации задолженности по налогу на добавленную стоимость на товары (работа, услуги) в размере "данные изъяты" рублей и задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость на товары (работа, услуги) в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штрафа в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек. Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения направлялись заказным письмом в адрес Сафиуллина ФИО22.; были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. 11.04.2019 Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан оставило жалобу Сафиуллина ФИО25 без удовлетворения. Не согласившись с решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан, Сафиуллиным ФИО24 направлено административное исковое заявление в Заинский городской суд Республики Татарстан, которое также оставлено без удовлетворения.
Сафиуллину ФИО23 направлялись уведомления и требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, однако в установленный в требованиях срок сумма задолженности не уплачена.
Прилагая расчет задолженности по налогу и пени, административный истец просит взыскать с Сафиуллина ФИО27 задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере "данные изъяты" рублей, пени в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штраф в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
МРИ ФНС N 11 представителя на судебное заседание не направила, в представленном заявлении просила о рассмотрении административного искового заявления без участия представителя.
Сафиуллин ФИО26 на судебное заседание не явился, представителя не направил, извещался.
Суд принял решение о частичном удовлетворении требований административного иска в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился представитель Сафиуллина ФИО28 - Бухарова ФИО29, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; неправильно применены нормы материального и процессуального права. Ссылается на пропуск административным истцом срока на обращение с административным иском.
По административному делу принято дополнительное решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 16.07.2021, которое лицами, участвующими в деле, не обжаловано.
Представитель Сафиуллина ФИО30 - Бухарова ФИО31 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан Иванова ФИО33 просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 3, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании пункта 1 и пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Из материалов административного дела следует и установлено судом первой инстанции, Сафиуллин ФИО34 в период с 22.07.2011 по 29.01.2020 являлся индивидуальным предпринимателем, вместе с тем задолженность по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) своевременно и в полном объеме не уплатил.
Сафиуллиным ФИО35 в МРИ ФНС N 11 представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги) за четвертый квартал 2015 года; за первый, второй, третий, четвертый кварталы 2016 года; а первый, второй, третий, четвертый кварталы 2017 года; первый квартал 2018 года.
По представленным декларациям проведены камеральные налоговые проверки в отношении Сафиуллина ФИО49, по результатам которых приняты следующие решения: от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО36 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рубль - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО37 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рублей - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО38 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рублей - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО39 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рубля - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО40 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рублей - налог на добавленную стоимость, "данные
изъяты" рубля "данные изъяты" копейки - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО42 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рублей - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубля - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО44 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рубля - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубль - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО45 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рубль - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО46 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рублей - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО47 к ответственности за совершение налогового
правонарушения, которым предложено уплатить "данные изъяты" рублей - налог на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки - пени по налогу на добавленную стоимость, "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек - штрафы в соответствии с пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан от "дата" жалоба Сафиуллина ФИО48 на решения от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N.., от "дата" N... о привлечении Сафиуллина ФИО50 к налоговой ответственности оставлена без удовлетворения.
Решением Заинского городского суда Республики Татарстан от 08.06.2020 оставлены без удовлетворения административные исковые требования Сафиуллина ФИО51 к МРИ ФНС N 11, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан об отмене решений налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, признании незаконным решения налогового органа.
В связи с неисполнением в установленные законом сроки обязательств по уплате налога на добавленную стоимость, пени и штрафа, Сафиуллину ФИО52 направлены требования: N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N "дата" по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до
"дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рубля, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, сроком исполнения до "дата"; N... по состоянию на "дата" об уплате налога на добавленную стоимость в размере "данные изъяты" рублей, пени по налогу в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, штрафа в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
15.06.2020 мировым судьей судебного участка N 1 по Заинскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Сафиуллина ФИО53 в пользу МРИ ФНС N 11 суммы задолженности по налогам, государственной пошлины. В связи с поступившим возражением Сафиуллина ФИО54 определением мирового судьи судебного участка N 1 по Заинскому судебному району Республики Татарстан от 26.06.2020 судебный приказ отменен.
Частично удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что выставленные налоговым требования об уплате задолженности Сафиуллиным ФИО55 не исполнены; доказательств уплаты налога, пени и штрафа в полном объеме в спорный период административным ответчиком не представлено, следовательно, налоговая обязанность, предусмотренная статьей 57 Конституции Российской Федерации, административным ответчиком не исполнена, что позволило налоговому органу обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафа; налоговым органом порядок обращения в суд, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности, предшествующей обращению в суд, соблюдены; вместе с тем, суд не согласился с размером взыскиваемой задолженности, поскольку требования об уплате налога, страховых взносов, пени и штрафа N.., N.., N.., N.., N.., N.., N... Сафиуллину ФИО56 выставлены повторно.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах налогового законодательства и подтверждаются материалами дела.
Статья 143 Налогового кодекса Российской Федерации относит индивидуальных предпринимателей к плательщикам налога на добавленную стоимость.
Объектом налогообложения признаются операции, поименованные в статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
В соответствии с положениями статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Пунктом 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 данного Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении НДС налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня своего вступления в силу (пункт 1 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 названного Кодекса порядке требование об уплате налога, соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика задолженности по налогу на добавленную стоимость, пени и штрафа, основанием для предъявления налоговой инспекцией требований послужили решения МРИ ФНСN 11 о привлечении Сафиуллина ФИО57 к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые признаны законными и обоснованными в установленном законом порядке.
Доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по налоговым платежам и санкциям ответчик в ходе судебного разбирательства по делу, как суду первой, так и в суд апелляционной инстанции не представил.
Довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд, несостоятелен в силу следующего.
Неисполнение требования об уплате налога в установленный срок влечет за собой применение мер принудительного взыскания, а именно, обращение налоговым органом в бесспорном порядке взыскания на денежные средства организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации), обращение взыскания на имущество налогоплательщика на основании постановления налогового органа, имеющего силу исполнительного документа (статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации).
Предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя) представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. Системное толкование упомянутых статей Налогового кодекса позволяет сделать вывод, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий: предварительного направления налогоплательщику требования об уплате налога; неуплаты налогоплательщиком в установленный срок суммы налога; вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога; отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.
При этом, как вытекает из правовых позиций, выраженных в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2013 N 11254/12, от 29.11.2011 N 7551/11, от 21.06.2011 N 16705/10, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога. Аналогичная позиция выражена в пункте 6 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенном до арбитражных судов информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71.
В статьях 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции отсутствовали положения, которые бы объективно ограничивали срок взыскания задолженности по налогам. Однако, начиная с 02.09.2010, в абзаце третьем пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) установлен двухлетний предельный срок судебного взыскания задолженности, применяемый при утрате налоговым органом возможности внесудебного взыскания.
В соответствии с абзацем 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд.
В этой связи МРИ ФНС N 11 обратилась в суд с настоящим заявлением до истечения установленного Налоговым кодексом Российской Федерации двухлетнего срока со дня истечения срока исполнения требований, выставленных уполномоченными органами.
Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановилзаконное и обоснованное решение.
Суд первой инстанции принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд, руководствуясь положениями части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, взыскал с административного ответчика сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, в доход федерального бюджета.
Между тем нельзя согласиться с выводом суда при определении вида бюджета, в который подлежит перечислению взысканная с Сафиуллина ФИО58 государственная пошлина.
Из разъяснений, изложенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" следует, что в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного решение суда в части взыскания государственной пошлины в доход федерального бюджета подлежит изменению; в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 29.01.2021 по данному административному делу в части взыскания государственной пошлины изменить, принять в этой части новое решение.
Взыскать с Сафиуллина ФИО59 государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В остальной части решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 29.01.2021 по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Сафиуллина ФИО61 - Бухаровой ФИО60 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22.10.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.