Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Щербаковой Ю.А, судей Переверзевой Ю.А, Тертышниковой С.Ф, при ведении протокола секретарем судебного заседания Съединой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисицкой Наталии Александровны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Белгородской области о включении в наследственную массу налогового имущественного вычета, признании права собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета, возложении обязанности выплатить денежную сумму, по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Белгородской области
на решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 24.11.2021.
Заслушав доклад судьи Переверзевой Ю.А, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Белгородской области Фироновой Л.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Лисицкой Н.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Лисицкая Н.А. обратилась в суд с указанным иском, в котором (с учетом увеличения требований) просила признать за ней право и включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ее супруга Лисицкого В.Г, умершего 25.02.2021, денежную сумму в размере 76 138 рублей, составляющую возврат излишне уплаченного налога в виде имущественного налогового вычета за 2020 год, возложить на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Белгородской области (далее - МИ ФНС N 6 по Белгородской области) обязанность выплатить ей указанную сумму.
В обоснование требований указала, что 27.02.2019 совместно с супругом приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес", стоимостью 1 790 700 рублей. Лисицкий В.Г. работал в акционерном обществе "Приосколье", являлся плательщиком НДФЛ, в связи с чем в 2020 году обращался в налоговый орган о предоставлении налогового вычета за 2019 год, которое было удовлетворено. В 2021 году супруг также обратился в налоговый орган с аналогичным требованием, однако скончался, не успев получить налоговый вычет. Она является единственным наследником, принявшим наследство. На обращение в налоговый орган о получении причитавшегося супругу налогового вычета получила отказ.
Решением суда иск удовлетворен: наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета за 2020 год, предоставленного в связи с приобретением квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в размере 76 138 рублей, включено в наследственную массу наследодателя Лисицкого В.Г, умершего 25.02.2020; за Лисицкой Н.А. признано в порядке наследования после умершего Лисицкого В.Г. право собственности на наследственное имущество в виде денежной суммы в счет налогового имущественного вычета за 2020 год в размере 76 138 рублей; на Межрайонную ИФНС России N 6 по Белгородской области возложена обязанность выплатить Лисицкой Н.А. денежную сумму в счет налогового имущественного вычета в размере 76 138 рублей, не полученную Лисицким В.Г. в связи со смертью.
В апелляционной жалобе МИ ФНС N 6 по Белгородской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 26.01.1991 Лисицкий В.Г. и Лисицкая Н.А. состояли в браке.
На основании договора участия в долевом строительстве N ГП7 -438-6 от 27.02.2019 Лисицкий В.Г. и Лисицкая Н.А. приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: "адрес", стоимостью 1 790 700 рублей.
Право общей совместной собственности Лисицкого В.Г. и Лисицкой Н.А. на вышеуказанную квартиру зарегистрировано 12.12.2019.
В связи с приобретением указанного объекта недвижимости Лисицкий В.Г. в 2020 году обращался в МИ ФНС N 6 по Белгородской области за получением имущественного налогового вычета, представив налоговую декларацию с подтверждающими документами.
Право Лисицкого В.Г. на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением квартиры установлено налоговым органом в 2020 году. Представитель ответчика в суде первой инстанции подтвердил, что Лисицкому В.Г. в связи с приобретением квартиры уже производилась оплата части налогового вычета в 2020 году за предыдущий период.
12.02.2021 Лисицким В.Г. подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год с целью получения имущественного налогового вычета по расходам на приобретение вышеуказанного объекта недвижимости.
25.02.2021 Лисицкий В.Г. умер.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 01.09.2021 наследником к имуществу Лисицкого В.Г. является его супруга Лисицкая Н.А.
Камеральная налоговая проверка декларации завершена 12.05.2021, то есть после смерти Лисицкого В.Г, к возврату определена сумма в размере 76 138 рублей.
Возврат денежных средств не был осуществлен по причине смерти налогоплательщика, которым подана налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 88, 210, 220 Налогового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что налоговое законодательство не содержит ограничений для получения налогового вычета наследниками после смерти налогоплательщика, если при жизни наследодатель воспользовался своим правом на получение имущественного налогового вычета.
Поскольку при жизни Лисицкий В.Г. реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета за 2020 год в размере 76138 рублей, им были соблюдены условия для получения указанного выше имущественного налогового вычета, а именно, поданы соответствующие документы, однако по независящим от него причинам, а именно, в связи со смертью решение о возврате налога налоговым органом принято не было, суд пришел к правильному выводу о том, что сумма неполученного налогового вычета подлежит включению в состав наследства и выплате Лисицкой Н.А, являющейся единственным наследником после смерти Лисицкого В.Г.
У судебной коллегии не имеется оснований не соглашаться с данным выводом суда, поскольку он основан на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствует требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что право на получение имущественного налогового вычета неразрывно связано с личностью Лисицкого В.Г, поскольку вытекает из налоговых правоотношений, к каким не может применяться гражданское законодательство, связанное с наследованием, а потому у налогового органа отсутствует обязанность по возврату излишне уплаченного налога наследникам, являются необоснованными, поскольку к правоотношениям между налоговым органом и наследниками налогоплательщика налоговое законодательство не применимо. Наследники не являются участниками налоговых правоотношений. Правоотношения сторон в данном случае носят гражданско-правовой характер.
Возможность применения норм наследственного права в связи со смертью налогоплательщика допускается Налоговым кодексом Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3 статьи 44).
В данном случае налоговый орган не исполнил свою обязанность по возврату излишне уплаченного налога на доходы физических лиц в связи со смертью налогоплательщика.
Из системного анализа норм налогового законодательства следует, что излишне внесенная денежная сумма является имуществом налогоплательщика, а в случае его смерти подлежит включению в наследственную массу. Отсутствие установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка обращения наследников в налоговые органы и порядка возврата наследникам сумм переплаты не может являться основанием для отказа налоговым органом в возврате денежных средств, иное противоречит принципам российского законодательства.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право наследования гарантируется.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства имущественные права и обязанности, в том числе имущественное обязательство налогового органа по возврату излишне уплаченного налога.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя: это право на алименты, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.
Следовательно, наследник умершего налогоплательщика вправе получить в порядке наследования причитающееся наследодателю имущество, в том числе и в виде возврата денежной суммы по излишне уплаченному налогу.
Обязательным условием возможности включения права на получение невыплаченного налогового вычета в состав наследства является прижизненное волеизъявление специального субъекта налоговых правоотношений - налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, которое должно выражаться в подаче декларации с необходимыми для этого документами, то есть для этого волеизъявления законом предусмотрена письменная форма.
Из материалов дела следует, что при жизни Лисицкий В.Г. реализовал свое право на получение имущественного налогового вычета, при этом все условия для его получения были им соблюдены, а именно: в налоговый орган представлена декларация, а также необходимые документы, однако по не зависящим от него причинам налоговый вычет получен не был.
Следовательно, в данном случае сумма неполученного налогового вычета в силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации как имущественное обязательство налогового органа по возврату излишне уплаченного налога подлежит включению в состав наследства и выплате наследнику Лисицкого В.Г. - Лисицкой Н.А.
Довод апелляционной жалобы о том, что Лисицкий В.Г. не подал заявление о возврате налога, на правильность выводов суда не влияет, поскольку налоговым законодательством не предусмотрена обязательная подача такого заявления одновременно с декларацией, такое заявление может быть подано и впоследствии (после завершения камеральной проверки). Заявление о возврате налога не было подано Лисицким В.Г. в связи со смертью.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, судом первой инстанции определены правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность вынесенного решения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 24.11.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Белгородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Новооскольский районный суд Белгородской области.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.02.2022.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.