Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Судак О.Н, судей областного суда Жуковой О.С, Коваленко А.И, при секретаре Елизарове А.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" к К.А.Г, Е.А.С. о взыскании ущерба при провозе тяжеловесного груза по автомобильным дорогам (адрес).
Заслушав доклад судьи Судак О.Н, объяснения представителя ответчика К.А.Г. - Азнабаева В.Г, возражавшего против удовлетворения исковых требований, судебная коллегия
установила:
ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" обратилось в суд с вышеуказанным иском, в котором просило взыскать с ответчика ущерб, причиненный автомобильной дороге Оренбург-Орск-Шильда-гр. (адрес), на основании акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на оси от (дата) в сумме ***.
В обоснование исковых требований ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" указало, что (дата) автомобиль ***, государственный регистрационный знак ***, принадлежащий ответчику, осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту из (адрес) в (адрес) без специального разрешения. Передвижным пунктом весового контроля на 11 км автомобильной дороги Оренбург-Орск-Шильда-гр. (адрес) было установлено превышение значения допустимых нагрузок на оси транспортного средства. По данному факту составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на оси, который был подписан водителем К.А.Г. Сумма вреда, причиненного автомобильной дороге составила *** Автомобильная дорога Оренбург-Орск-Шильда-гр. (адрес) является собственностью (адрес) и закреплена за ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" на праве оперативного управления.
Определением Новоорского районного суда (адрес) от (дата) к участию в деле в качестве соответчика привлечен Е.А.С.
Решением Новоорского районного суда (адрес) от (дата) исковые требования Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" удовлетворены. Суд постановил:Взыскать с К.А.Г. в пользу ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" ущерб, причиненный автомобильным дорогам (адрес) в размере ***. Этим же решением с К.А.Г. взыскана государственная пошлина в доход государства в размере ***.
В апелляционной жалобе ответчик К.А.Г. просил об отмене решения суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ГУ "Главное управдение дорожного хозяйства (адрес)", ответчики К.А.Г, Е.А.С. не явились, о времени и месте судебного заседания были надлежащим образом извещены, об отложении судебного заседания не просили, о причинах неявки не сообщили, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были проверены материалы дела на предмет нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, и установлены основания, предусмотренные пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для рассмотрения дела в соответствии с частью 5 указанной статьи по правилам производства в суде первой инстанции, поскольку суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, рассмотрел дело в отсутствие надлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела ответчика К.А.Г.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу положений подпунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ, порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения (части 13 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда установлены Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Как следует из пункта 5 названных Правил, размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в зависимости от превышения установленных значений допустимой массы транспортного средства, допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
На основании пунктов 4, 5 Правил размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом: а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений: допустимой массы транспортного средства; допустимой нагрузки на ось транспортного средства; б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; в) базового компенсационного индекса текущего года.
Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования осуществляется с использованием весового оборудования на постах весового контроля. В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства, и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам. В случае превышения предельных допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства составляется акт о превышении транспортным средством установленных ограничений на ось, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза.
В соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N934, принято Постановление Правительства Оренбургской области от 26 июня 2015 года N 494-п "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области.
Как следует из п. 21 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 29 марта 2018 г. N 119 (действовавшего в спорный период), по результатам взвешивания транспортного средства составляется акт.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указываются: номер, дата, время составления, наименование и адрес балансодержателя пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа; принадлежность СПВГК или ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку; адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии); наименование, тип и серийный номер средства измерения, год выпуска, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), номер и срок действия свидетельства о поверке; марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа); тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд); владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа (полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, телефон, номер свидетельства о регистрации транспортного средства) и сведения о документе, подтверждающем право владения транспортным средством; должностное лицо, ответственное за перевозку (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); водитель транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер водительского удостоверения); грузоотправитель (наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений); организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений); характеристики груза (наименование, делимый/не делимый, масса и габариты) по транспортным документам; применяемая величина массы транспортного средства или автопоезда (т); применяемая величина осевой нагрузки и нагрузки на группы осей (т) с указанием расстояний между осями (м) и
числа колес на осях; применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (м); фактически зафиксированная величина массы, осевой нагрузки и нагрузки на группы осей транспортного средства или автопоезда с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях; фактически зафиксированный вид сопровождения (автомобиль прикрытия, автомобиль Госавтоинспекции); фактически зафиксированные особые условия движения; маршрут и направление движения с указанием пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку (в км). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Из материалов дела следует, что автомобили ***, *** года выпуска, государственный регистрационный знак *** принадлежат на праве собственности Е.А.С.
На основании договора аренды от (дата) автомобиль ***, *** года выпуска, государственный регистрационный знак ***, передан в аренду К.А.Г. Согласно договору аренды арендатор несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием.
Стоимость арендной платы за транспортное средство составляет *** в месяц (3.1).
Автомобильные дороги Оренбург - Орск - Шильда - гр. (адрес), Гай - Орск, подъезд к (адрес) от автодороги Оренбург - Орск - Шильда - гр. (адрес) являются собственностью (адрес) и закреплены за ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" на праве оперативного управления.
В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области "Об организации движения транспорта по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области в весенний и летний периоды 2019 года" N 115-п от 26 февраля 2019 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области с нагрузкой на ось свыше 6 тонн в период с 22 марта 2019 года по 20 апреля 2019 года.
(дата) (в период действия ограничений) при осуществлении весового контроля на 11 км автодороги Оренбург - Орск - Шильда - гр. (адрес) произведено взвешивание транспортного средства транспортного средства ***, государственный регистрационный знак ***, прицеп ***, государственный регистрационный знак ***, принадлежащего Е.А.С, и находящегося под управлением водителя К.А.Г.
Взвешивание производилось на весах поколесного взвешивания автомобиля ***. Весы поверены (дата), свидетельство о поверке N действительно до (дата), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен Акт N о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от (дата), акт подписан водителем К.А.Г..
В ходе проверки было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства ***, *** года выпуска, государственный регистрационный знак ***, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, рассчитан размер ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения, который, согласно акту и расчету ущерба составил ***
Согласно представленному в материалах дела Акту N о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от (дата), он составлен уполномоченным лицом на основании документов, представленных водителем транспортного средства, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В акте имеется подпись К.А.Г, данный акт недействительным не признан.
Указанный Акт N от (дата) о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, является надлежащим доказательством по настоящему делу, содержащим достоверные сведения о факте допущенного со стороны ответчика К.А.Г. нарушения, выразившегося в перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения без специального разрешения, вследствие чего, данным автодорогам, то есть государственному имуществу (адрес), был причинен вред.
В силу п. 2 Правил N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Транспортное средство ***, государственный регистрационный знак ***, по договору аренды от (дата) находилось в пользовании и распоряжении ответчика К.А.Г, на дату (дата) он управлял данным транспортным средством вместе с прицепом ***, государственный регистрационный знак ***
Согласно ст. 646 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.
В соответствии со ст. ст. 648 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений п. 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 (дата), ущерб, причиненный автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам (адрес) в размере ***, подлежит взысканию с арендатора и водителя транспортного средства - К.А.Г, как законного владельца транспортного средства.
Доводы ответчика К.А.Г. о том, что по договору аренды ему был передан только автомобиль ***, *** года выпуска, государственный регистрационный знак ***, без полуприцепа, в то время как, превышение допустимых осевых нагрузок было установлено именно в отношении прицепа ***, государственный регистрационный знак ***, судебной коллегией отклоняются, поскольку в силу ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ сочлененное транспортное средство, включающее прицеп или полуприцеп, признается единым транспортным средством (ч. 4); плата в счет возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, признаваемым единым транспортным средством в соответствии с ч. 4 данной статьи, вносится собственником (владельцем) входящего в его состав механического транспортного средства (ч. 6.1).
Доводы представителя ответчика о том, что в Акте от (дата) указаны недостоверные сведения относительно маршрута следования от (адрес) до (адрес), так как ответчик К.А.Г. следовал по другому маршруту: (адрес) - (адрес), при этом, маршрут движения проходил на территории двух субъектов Российской Федерации, в связи с чем, считает ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" ненадлежащим истцом, у которого отсутствует право обращаться с иском о возмещении ущерба, который вправе заявлять только федеральные органы исполнительной власти, судебная коллегия считает несостоятельными ввиду следующего.
Информация о маршруте движения транспортного средства при составлении акта о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось вносится в акт сотрудниками поста весового контроля со слов водителя и при предъявлении путевого листа.
Акт от (дата), содержащий сведения о маршруте движения и расстоянии, ответчиком был подписан К.А.Г. без замечаний относительно указания маршрута и расстояния, указанные в нем сведения оспорены не были.
Представленные представителем ответчика К.А.Г. в материалы дела в суде апелляционной инстанции товарная накладная, товарно-транспортная накладная и счет-фактура от (дата) не могут быть признаны судом апелляционной инстанции допустимыми доказательствами по делу, поскольку представлены в копиях, заверенных представителем ответчика с его слов без подлинников данных документов, ранее, ни при составлении Акта, ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции при подаче апелляционной жалобы, стороной ответчика не представлялись.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что сведения, указанные в Акте от (дата), относительно маршрута следования и расстояния, являются достоверными, поскольку внесены должным лицом при составлении официального документа, на основании данных, представленных водителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
А поскольку маршрут транспортного средства, в связи с эксплуатацией которого заявлены исковые требования, проходил по территории одного субъекта Российской Федерации - (адрес), то истец ГУ "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" в силу положений ст. 31 Закона N 257-ФЗ наделено полномочиями по осуществлению расчета, начислению и взиманию платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения (адрес).
В материалы дела истцом представлен Расчет платы за превышение установленных ограничений весовых параметров по Акту N от (дата), из которого следует, что, вопреки доводам ответчика К.А.Г, при расчете платы истцом были учтены указанные в акте расстояние, величина превышения допустимой нагрузки и величина допустимой нагрузки.
Не согласие ответчика с расчетом причиненного ущерба, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку расчет составлен в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2009 года N934, и Постановлением Правительства Оренбургской области от 26 июня 2015 года N 494-п "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области. Расчет размера ущерба ответчиком не опровергнут.
В ходе судебного заседания представителем ответчика результаты взвешивания и наличие допущенного со стороны ответчика нарушения, выразившемся в перевозке тяжеловесного груза без специального разрешения, не оспаривались.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения в полном объеме исковых требований о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам (адрес), с законного владельца транспортного средства - ответчика К.А.Г, допустившего причинение ущерба автомобильным дорогам, а в удовлетворении исковых требований к Е.А.С, собственнику транспортных средств, следует отказать.
Принимая во внимание, что истец в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с удовлетворением требований истца в полном объеме государственная пошлина в сумме *** подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета МО " (адрес)".
Согласно положениям п. 64 Постановления Пленума Верховного Суда от 22.06.2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", резолютивная часть апелляционного определения, вынесенного по результатам рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, должна в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ содержать указание на отмену судебного постановления суда первой инстанции, вывод суда апелляционной инстанции по заявленным требованиям (удовлетворение или отказ в удовлетворении заявленных требований полностью или в части, прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения полностью или в части), а также указание на распределение судебных расходов.
При указанных обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене, с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новоорского районного суда (адрес) от (дата) отменить. Принять новое решение.
Исковые требования Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" к К.А.Г. удовлетворить.
Взыскать с К.А.Г. в пользу Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" ущерб, причиненный автомобильным дорогам (адрес), в размере ***.
Взыскать с К.А.Г. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования " (адрес)" в размере ***.
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства (адрес)" к Е.А.С. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 10 февраля 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.