Заслушав доклад судьи Шнорра А.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителя административного истца Шишмарёва А.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, и представителя административных ответчиков Никитина С.М, возражавшего против её удовлетворения, окружной военный суд
установил:
как следует из решения, Комарова оспорила решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю (далее по тексту - жилищная комиссия Управления) от 29 июля 2021 года, оформленное протоколом N 10 и утверждённым в этот же день начальником Управления, которым ей отказано в пересмотре ранее принятых в отношении неё в феврале и апреле 2019 года следующих решений названного коллегиального органа - о расчёте жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - субсидия), предоставлении субсидии и о снятии с учёта нуждающихся в жилом помещении и исключении из списка нуждающихся в жилом помещении.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, считая решение гарнизонного военного суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы Комарова приводит собственный анализ изменений, внесённых в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон) Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ и указывает, что данное изменение в законе даёт ей право на получение субсидии без учёта при её расчёте ранее полученного в рамках приватизации жилья площадью "площадь" кв. м по адресу: "адрес", поскольку она была обеспечена данным жилым помещением как член семьи военнослужащего. Кроме того, автор жалобы, со ссылкой на положения Конституции РФ, ГК РФ и разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что положения названной выше статьи Закона в новой редакции не имеют обратной силы.
Представитель административных ответчиков Никитин в поданных на апелляционную жалобу возражениях просит решение Барнаульского гарнизонного военного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших не неё возражений, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счёт средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, в отношении Комаровой, заключившей контракт о прохождении военной службы до "дата" года и состоявшей до "дата" года на учёте нуждающихся в жилом помещении в городе "адрес" составом семьи "численность" человека, жилищной комиссией Управления принято решение о необходимости учёта при обеспечении указанного лица жильём, ранее полученного ею в порядке приватизации жилого помещения площадью "площадь" кв. м, которым она распорядилась в феврале 2007 года. 28 февраля 2019 года названным жилищным органом принято решение о предоставлении Комаровой на состав семьи "численность" человека субсидии в размере "руб. коп.". "дата" года на лицевой счёт Комаровой были перечислены денежные средства в указанном размере в связи с чем решением жилищной комиссии Управления от "дата" года она была снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях и исключена из списков нуждающихся в жилом помещении. "дата" она обратилась в жилищную комиссию Управления с рапортом о пересмотре вышеуказанных решений, их отмене и выплате ей субсидии без учёта ранее полученного жилья, поскольку она была обеспечена им как член семьи военнослужащего. Рассмотрев рапорт Комаровой, жилищная комиссия Управления 29 июля 2021 года (протокол N 10, утверждён в те же сутки начальником Управления), отказала в его удовлетворении. Такое решение жилищный орган обосновал тем, что упомянутые решения были приняты в соответствии с положениями законодательства, действовавшего на момент принятия таковых, а внесённые Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 416-ФЗ изменения в ст. 15 Закона на Комарову не распространяются.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными гарнизонным военным судом доказательствами, а именно: рапортом Комаровой от "дата" года, выпиской из послужного списка, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "дата" года N "N", свидетельством о государственной регистрации права от "дата" года "N", выписками из протоколов заседания жилищной комиссии Управления - от "дата" года N "N" (утверждён начальником Управления "дата" года), от "дата" года N "N" (утверждён начальником Управления "дата" года), от "дата" года N "N" (утверждён начальником Управления "дата" года), выпиской из лицевого счёта Сбербанка N "N".
Гарнизонный военный суд, признавая правомерными действия жилищного органа, отказавшего Комаровой в пересмотре ранее принятых в отношении неё 22, 28 февраля и 1 апреля 2019 года решений, соответственно, о расчёте субсидии, предоставлении субсидии и о снятии с учёта нуждающихся в жилом помещении, обоснованно исходил из того, что необходимость учёта принадлежащего административному истцу жилого помещения площадью "площадь" кв. м при расчёте субсидии и её последующем предоставлении, была обусловлена требованиями ст. 15 Закона в редакции, действовавшей во время предоставления ей этой субсидии, в связи с чем "дата" года на основании п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ она была снята с жилищного учёта.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 416-ФЗ "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в абз. 13 п. 1 указанного закона были внесены изменения, на которые в обоснование своих требований ссылается административный истец.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено законом. Аналогичные положения содержатся в ст. 6 ЖК РФ.
Учитывая вышеуказанные нормы и то обстоятельство, что Комарова была обеспечена субсидией "дата" года и в связи с этим с "дата" года снята с жилищного учета и исключена из соответствующих списков - даты начала действия новой редакции Закона, гарнизонный военный суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения её административного иска.
Принимая во внимание изложенное, окружной военный суд приходит к выводу, что оснований для отмены либо изменения принятого гарнизонным военным судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется. Другие основания для этого также отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Барнаульского гарнизонного военного суда от 28 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Комаровой "ИО" оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение шести месяцев с этого дня может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Кассационный военный суд.
Председательствующий Д.Н. Кузнеченков
Судьи: А.А. Бахин
А.Г. Шнорр
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.