Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего Тюмина С.Ю, судей: Манохина В.В, Лаврентьева В.В, при помощнике судьи Скакун О.В, с участием административного истца, представителей административных ответчиков Шиховой С.С, Кравченко Л.В. и Рогачева В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-453/2021 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащей войсковой части N подполковника Симоновой Татьяны Юрьевны об оспаривании действий начальника и заместителя начальника 3 отдела ФПУ Спецсвязи ФСО России и заместителя директора ФСО России - руководителя Спецсвязи ФСО России, связанных с отказом в заключение нового контракта о прохождении военной службы и предоставлением отпусков.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы и представителей административных ответчиков, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Симонова проходит военную службу в войсковой части N по контракту, заключенному по 13 ноября 2021 года. Ее выслуга лет составляет 20 лет и 9 месяцев. В связи с тем, что Симонова записалась на личный прием к заместителю директора ФСО России - руководителю Спецсвязи ФСО России, рапортом от 16 апреля 2021 года начальник ФПУ Спецсвязи ФСО России доложил на имя заместителя директора ФСО России - руководителя Спецсвязи ФСО России том, что 13 ноября 2021 года прекращает действие контракт о прохождении военный службы заключенный с Симоновой, которая достигла предельного возраста пребывания на военной службе, имеет право на пенсию за выслугу лет, ее высшее образование не соответствует финансовому профилю деятельности, она включена в план увольнения военнослужащих Спецсвязи ФСО России на 2021 год и он полагает нецелесообразным заключение с ней нового контракта.
С такими выводами 27 апреля 2021 года согласился заместитель директора ФСО России - руководитель Спецсвязи ФСО России. С ними Симонова ознакомлена 28 апреля 2021 года на личном приеме у заместителя директора ФСО России - руководителя Спецсвязи ФСО России. После этого с рапортом о заключении с ней нового контракта Симонова к командованию не обращалась и решения об отказе в заключении с ней такового командованием не принималось.
Приказом начальника ФПУ Спецсвязи ФСО России от 2 марта 2021 года, Симоновой предоставлена часть основного отпуска за 2020 год продолжительностью 15 суток с 15 марта по 29 марта 2021 года, а приказом того же должностного лица от 2 апреля 2021 года ей продлена часть основного отпуска за 2020 год в связи с временной нетрудоспособностью, с 5 по 19 апреля 2021 года.
Приказом начальника ФПУ Спецсвязи ФСО России от 30 апреля 2021 года Симоновой предоставлен основной отпуск за 2021 год продолжительностью 42 суток (пропорционально прослуженному времени) с 12 мая по 22 июня 2021 года, а приказами того же должностного лица от 25 июня и 9 июля 2021 года ей продлевался основной отпуск за 2021 год в связи с временной нетрудоспособностью, с 23 по 27 июня 2021 года и с 10 по 12 июля 2021 года.
Полагая свои права нарушенными, Симонова обратилась в суд с административными исковыми заявлениями, в которых с учётом уточнения требований, просила:
- признать незаконными действия начальника и заместителя начальника 3 отдела ФПУ Спецсвязи ФСО России, связанные с написанием рапортов о направлении ее в отпуск;
- обязать предоставить дни положенных отпусков согласно ее рапорту с учетом времени следования к месту проведении отпуска и обратно;
- вынести определение о несоответствии названных должностных лиц занимаемым должностям;
- компенсировать причиненный материальный вред в размере, определенном судом;
- признать незаконным решение заместителя директора ФСО России -руководителя Спецсвязи ФСО России, связанное с отказом в заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы;
- обязать заместителя директора ФСО России - руководителя Спецсвязи ФСО России реализовать право на подачу рапорта о заключении нового контракта в сроки, установленные действующим законодательством, восстановив этот срок.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления Симоновой отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с принятым решением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы приводит обстоятельства административного дела и указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то, что 28 апреля 2021 года на личном приёме у заместителя Директора ФСО - руководителя Спецсвязи ФСО России она подала рапорт с ходатайством о заключении с ней нового контракта о прохождении военной службы сроком на 1 год, медицинское заключение от 4 марта 2021 года и рапорт, в котором изложила ее тяжелое жизненное положение в связи с трагической гибелью ее супруга.
Обращает внимание, что в соответствии с приказом ФСО России от 7 декабря 2012 года N 625/ДСП решение о заключении нового контракта в отношении военнослужащего, имеющего звание до подполковника включительно, принимается заместителем директора ФСО России - руководителем Спецсвязи ФСО России. Она, вопреки выводам суда первой инстанции, обратилась к командиру, который принимает решения о заключении нового контракта, однако в нарушение действующего законодательства 28 апреля 2021 года ей в этом было отказано со ссылкой на ранее принятое решение от 27 апреля 2021 года по рапорту ее непосредственного начальника, который не вправе принимать решение о заключении или отказе в заключении с ней нового контракта.
Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что отпуска ей были предоставлены без учета ее желания, а изданные приказы на отпуска доводились до нее накануне, что, по ее мнению, является самодеятельностью должностных лиц.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение): имеющими иное воинское звание, - до достижения ими возраста 65 лет.
В силу ст. 10 Положения, с военнослужащими (гражданами, проходившими военную службу по контракту и имеющими воинское звание высшего офицера), достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на один год, три года, пять лет, десять лет или на меньший срок до достижения ими возраста: 65 лет - с военнослужащими (гражданами, проходившими военную службу по контракту), имеющими иное воинское звание.
Предельный возраст пребывания на военной службе установлен: для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 50 лет; для военнослужащего женского пола - 45 лет.
Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.
Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются: для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, - руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба; для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, - должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.
В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.
Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.
При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.
Таким образом, решение о заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается командиром с учетом деловых качеств военнослужащего, а также состояния его здоровья, следовательно, принятие такого решения является правом, а не обязанностью соответствующего должностного лица (командира).
В соответствии с п. 21, 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, по служебным вопросам военнослужащий должен обращаться к своему непосредственному начальнику, а при необходимости с разрешения непосредственного начальника - к старшему начальнику.
По личным вопросам военнослужащий также должен обращаться к непосредственному начальнику, а в случае особой необходимости - к старшему начальнику.
Достоверно установив, что Симонова установленным порядком по команде с рапортом о заключении нового контракта не обращалась и решение по нему, уполномоченным на то лицом, не принималось, ее участие 28 апреля 2021 года на личном приеме у заместителя директора ФСО России - руководителя Спецсвязи ФСО России в силу приведенных норм закона не является условием реализации права на обращение с рапортом о заключении нового контракта, а доказательств подачи рапорта по команде как до названного личного приема, так и после него в суд не представлено, 27 апреля 2021 года заместитель директора ФСО России - руководителем Спецсвязи ФСО России пришел к выводу о нецелесообразности заключении с Симоновой нового контракта, а также учитывая, что решение о заключении нового контракта является правом, а не обязанностью соответствующего должностного лица, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным действий заместителя директора ФСО России - руководителя Спецсвязи ФСО России, связанное с незаключением с ней нового контракта о прохождении военной службы и возложении на указанное должностное лицо обязанности по реализации права на подачу рапорта о заключении нового контракта в сроки, установленные действующим законодательством, восстановив этот срок, не имеется, поскольку каких-либо прав и законных интересов Симоновой заместителем директора ФСО России - руководителем Спецсвязи ФСО России не нарушено.
Кроме того, судом первой инстанции верно учтено то, что действующим законодательством не предусмотрено восстановление срока подачи рапорта о заключении нового контракта, военнослужащим достигшим предельного возраста пребывания на военной службе.
Также суд первой инстанции верно руководствовался п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" согласно которому суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск. Продолжительность основного отпуска устанавливается: военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, - 45 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.
В соответствии со п. 1, 2, 3, 11 и 18 ст. 29 Положения, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части. По их просьбе основной отпуск может быть предоставлен им по частям. При этом продолжительность одной части не может быть менее 15 суток.
Отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков.
Военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения.
Достоверно установив, что Симоновой предоставлены отпуска в соответствии с обеспечением боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков, то есть в установленном законом порядке, сами отпуска предоставлены на основании приказов начальника ФПУ Спецсвязи ФСО России, которые Симоновой не оспаривались, рапорта Симоновой относительно отпуска рассмотрены, ей даны ответы и мотивы принятия соответствующих решений по предоставлению отпусков, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что право Симоновой на отдых не нарушено, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконными действий начальника и заместителя начальника 3 отдела ФПУ Спецсвязи ФСО России, связанных с написанием рапортов о направлении ее в отпуск и возложении обязанности предоставить дни положенных отпусков согласно ее рапорту с учетом времени следования к месту проведении отпуска и обратно.
При таких обстоятельствах, гарнизонный военный суд обоснованно отказал Симоновой в удовлетворении административного искового заявления.
Поскольку в удовлетворении требований отказано, а других доказательств причинения ей административными ответчиками нравственных и физических страданий Симоновой суду не представлено, то, как верно указал суд первой инстанции, оснований для компенсации причиненного морального вреда не имеется и обоснованно отказал в его взыскании.
Доводам Симоновой о том, что отпуск ей предоставлен без ее рапорта, а начальник ФПУ Спецсвязи ФСО России не является командиром воинской части, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 21 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Симоновой Татьяны Юрьевны оставить без изменения, а ее апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 января 2022 года.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.