КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело N 3а-10/2022
УИД: 39ОS0000-01-2021-000340-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2022 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шубина Д.В, при секретаре Макаревской А.В, с участием прокурора Ботвиной Л.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Агропромтехсервис" об оспаривании нормативных актов: Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года N111, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N161, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N198 в части, УСТАНОВИЛ:
ООО "Агропромтехсервис" обратилось с административным иском в суд, указав, что Приказами Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области 26 декабря 2016 года N111, от 26 декабря 2017 года N161, от 27 декабря 2018 года N198, от 26 декабря 2019 года N204, от 16 декабря 2020 года N177, утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 г..г. Под п. 3090 в Перечень на 2017 год, под п. 4294 в Перечень на 2018 год, под п. 4342 в Перечень на 2019 год, под п. 3978 в Перечень на 2020 год и под п. 2321 в Перечень на 2021 год включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества - административно-производственное здание N площадью 652, 8 кв.м. расположенное по адресу: "адрес". Однако, данное здание не обладает перечисленными в ст. 378.2 НК РФ признаками объекта, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ни фактическое использование нежилого здания N, ни его предназначение, ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится - под склад, не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому комплексу (центру). Согласно справке о фактическом использовании площадь помещений, которые могли бы быть отнесены к административно-деловым, составляет 66, 9 кв.м, что соответствует 10, 2% от общей площади здания. До момента включения здания в Перечни его обследование административным ответчиком на предмет фактического использования помещений не проводилось. В этой связи включение здания в Перечни на 2017-2021 г..г. является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца, вынуждая уплачивать налог на имущество организаций.
Просит признать недействующими п. 3090 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года N111, п. 4294 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N161, п. 4342 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N198, п. 3978 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N204, п. 2321 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N177.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Агропромтехсервис" Попов Н.А. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям. Полагал необходимым признать недопустимым доказательством акт обследования нежилого помещения, так как в нем сделаны не соответствующие действительности выводы о фактическом использовании ряда помещений в здании N, в частности, столовой, примыкающего к ней коридора, неиспользуемых кабинетов. Кабинеты не могут быть отнесены к офисным помещениям исходя только из того, что они оборудованы рабочими местами с ПК, оргтехникой, без учета фактического использования, специфики деятельности истца. Столовая не относится к объектам общественного питания, она используется только для приема пищи работниками организации. Здание N расположено на обособленной территории. Ни наименование, ни назначение объекта недвижимого имущества, ни разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, не дают основание отнести его к категории объектов, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Нагорная Н.В. административные исковые требования не признала и пояснила, что здание N отнесено к категории объектов в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с его наименованием - административно-производственное. Небольшой коридор и туалет, располагающиеся рядом с помещением столовой, отнесены к объектам общественного питания, так как используются для обслуживания основного помещения столовой. В соответствии с существующей методикой площадь коридора на втором этаже отнесена к офисным объектам пропорционально площади кабинетов.
Заинтересованные лица Правительство Калининградской области, МИ ФНС N9 по г. Калининграду, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направили, об отложении дела слушанием ходатайство не заявило.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "Агропромтехсервис" является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2).
Судом установлено, что ООО "Агропромтехсервис" является собственником объекта недвижимого имущества - административно-производственное здание N площадью 652, 8 кв.м. расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Указанный объект представляет собой отдельное двухэтажное строение.
Административно-производственное здание N п. 3090 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года N111, п. 4294 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N161, п. 4342 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N198, п. 3978 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N204, п. 2321 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N177 включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, на 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 г.г.
Согласно техническому паспорту, здание N имеет общую площадь 652, 8 кв.м. На первом этаже расположены следующие помещения: гараж (166 кв.м.), котельная (49, 3 кв.м.), лестничная клетка (12, 5 кв.м.), четыре туалета, две столовых (57 и 25, 2 кв.м.), коридор (4, 4 кв.м.); на втором этаже: восемь кабинетов (11, 9 кв.м, 25, 8 кв.м, 22 кв.м, 11, 8 кв.м, 22, 2 кв.м, 5.9 кв.м, 16, 7 кв.м, 31, 4 кв.м.), касса (9, 9 кв.м.), шкаф (1, 1 кв.м.), шкаф (0, 4 кв.м.), коридор (41, 7 кв.м.), бухгалтерия (31, 2 кв.м.), архив (10, 3 кв.м.), зал (61, 8 кв.м.), лестничная клетка (12, 5 кв.м.).
Как следует из акта обследования о фактическом использовании здания от 26 ноября 2021 года, проведенного Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, в здании N помещения фактически используются следующим образом. На первом этаже имеются столовая (86, 6 кв.м.), санузел (15, 6 кв.м.), коридор (12, 5 кв.м.), вместо гаража находится цех по производству металлоизделий (168 кв.м.), вместо котельной - складские помещения (49, 3 кв.м.). Вход в столовую отдельный, свободный, с указанием режима работы у входа на территорию и непосредственно на здании. Площадь столовой составляет 13, 3% от общей площади здания. Площадь второго этажа фактически занимают: швейная мастерская (95, 5 кв.м.), бытовая комната (68 кв.м.), кабинеты (103, 6 кв.м.), коридор (41, 7 кв.м.). Площадь кабинетов составляет 15, 87% от общей. Составившая акт комиссия относит к объектам общественного питания и офисным помещениям столовую и кабинеты, а также пропорциональная часть коридора второго этажа (103, 6+86, 6+13, 38 кв.м.), что составит 31% от общей площади здания. Из фотоснимков, являющихся приложением к акту осмотра, видно, что здание N расположено на обособленной, огороженной территории, въезд на которую оборудован контрольно-пропускным пунктом.
Анализируя материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с п.п. 10, 11 Постановления Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N330 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения" Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда, в том числе, техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п.п. 13, 15 этого порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование), определения вида фактического использования объектов нежилого фонда.
До издания спорных нормативных актов обследование здания не проводилось.
Согласно данным технического учета, помещений, которые можно было бы однозначно отнести к торговым, офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, торговым, объектам общественного питания и (или) объектам бытового обслуживания, в здании не имеется. Помещения с назначением "кабинет", вопреки позиции Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Не опровергаются изложенные выше данные технического учета и результатами проведенного 26 ноября 2021 года обследования.
Кроме того, судом установлено, что здание N расположено на огороженной охраняемой территории, имеющей контрольно-пропускной пункт. Это утверждение не опровергается существующим режимом свободного входа (въезда) на территорию в рабочее время. Исходя из конкретного местоположения, характера деятельности предприятия, можно сделать вывод о том, что здание используется по своему прямому назначению - для выполнения административной и производственной функций, а имеющаяся в нем столовая не относится к объектам общественного питания.
Одного лишь наименования здания - "административно-производственное", вопреки доводам административного ответчика, без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади помещения, не позволяет отнести его к административно-деловому или торговому центру (комплексу). Согласно технической документации на объект N он более чем на 80% состоит из помещений, имеющих назначение: "кабинет", "служебное", "складское" и т.д, не предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Понятия "офисное помещение" и "кабинет" тождественными не являются.
Ни вид разрешенного использования земельного участка N, площадью 6086 кв.м, на котором расположено здание N - "склады", ни фактическое использование здания N ни его предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за налоговые периоды 2017 - 2021 г.г. и признание оспариваемых норм с момента вынесения вступления в законную силу настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней недействующими со дня их принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ООО "Агропромтехсервис" удовлетворить.
Признать недействующими с даты принятия:
- п. 3090 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2016 года N111, - п. 4294 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2017 года N161, - п. 4342 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2018 года N198, - п. 3978 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N204, - п. 2321 Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N177.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2022 года.
Судья Д.В. Шубин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.