Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. по делу N 16-172/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Бесогоновой Елены Владимировны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Малопургинского района Удмуртской Республики от 25 июня 2021 года, решение судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогоновой Елены Владимировны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Малопургинского района Удмуртской Республики от 25 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2021 года, глава администрации муниципального образования "Пугачевское" (далее также МО "Пугачевское", администрация, ) Бесогонова Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Бесогонова Е.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора Малопургинского и Киясовского районов по пожарному надзору от 1 апреля 2020 года N в отношении администрации муниципального образования "Пугачевское" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой в адрес администрации выдано предписание от 23 апреля 2020 года N, предписание получено главой МО "Пугачевское" Бесогоновой Е.В. 23 апреля 2020 года.
Согласно названному предписанию администрации в срок до 1 апреля 2021 года надлежало устранить нарушения требований пожарной безопасности: противопожарные расстояния от границ застройки населенных пунктов с. Пугачево до лесного массива менее 15 метров.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной должностными лицами административного органа на основании распоряжения от 29 апреля 2021 года N, установлено, что администрация в установленный срок не выполнила предписание от 23 апреля 2020 года N по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
По факту невыполнения предписания 18 мая 2021 года главным государственным инспектором Малопургинского и Киясовского районов по пожарному надзору в отношении главы администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогоновой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогоновой Е.В. постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Делая вывод о виновности должностного лица администрации в совершении вмененного административного правонарушения, мировой судья и согласившийся с ним судья районного суда исходили из того, что администрацией не выполнено в установленный срок законное предписание органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений законодательства.
Между тем указанные выводы не учитывают следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Исходя из положений статья 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится должностными лицами контролирующего органа лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
В ходе производства по данному делу глава администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогонова Е.В. последовательно оспаривала виновность в совершении вмененного административного правонарушения. В жалобе, поданной названным лицом в районный суд в порядке обжалования не вступившего в законную силу судебного акта, заявителем в числе прочего указывалось на незаконность требований предписания от 23 апреля 2020 года N ввиду его неисполнимости.
Признавая эти доводы несостоятельными, судья районного суда исходил из того, что на главу администрации муниципального образования "Пугачевское" в силу действующего законодательства возложена обязанность по принятию мер по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального района, а доводы жалобы заявителя о том, что предписание от 23 апреля 2020 года является неисполнимым, не подтверждаются материалами дела.
Между тем из диспозиции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что глава администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогонова Е.В. обращалась в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики с заявлением о возможности расчистки лесного массива, примыкающего к населенному пункту с. Пугачево. Согласно сообщению заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 5 июня 2020 года, с целью обеспечения расстояния от границ застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ до лесных массивов не менее 15 метров необходимо провести сплошную рубку лесных насаждений, однако, участки леса, примыкающие к границам населенного пункта с. Пугачево, являются землями лесного фонда, относятся к особо защищенным участкам лесов, в отношении которых сплошная рубка запрещена.
Приведенным обстоятельствам при рассмотрении не была дана надлежащая правовая оценка, несмотря на представление заявителем подтверждающих документов, судья районного суда в решении указал лишь на то, что конкретный способ устранения требований предписания входит в компетенцию лица, кому выдано предписание, а сплошная рубка лесных насаждений не является единственным способом устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Кроме того, довод заявителя о том, что исполнение предписания связано с распоряжением земельными участками, находящимися в собственности граждан, не был проверен. В ходе рассмотрения дела судьями не выяснен вопрос принадлежности построек, расположенных на расстоянии менее 15 метров до лесного массива, и земельных участков, на которых находятся данные постройки.
Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, без их установления невозможно сделать обоснованный вывод о противоправном бездействии главы администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогоновой Е.В. по исполнению требований предписания от 23 апреля 2020 года N об обеспечении расстояния от построек с. Пугачево до лесного массива не менее 15 метров.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не выполнены в полном объеме требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и не могут быть восполнены судом кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2021 года подлежат отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Малопургинский районный суд Удмуртской Республики, в связи с чем доводы настоящей жалобы подлежат рассмотрению и оценке судьей районного суда.
При новом рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении судье районного суда следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Бесогоновой Елены Владимировны удовлетворить частично.
Решение судьи Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 27 августа 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования "Пугачевское" Бесогоновой Елены Владимировны, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.