Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. по делу N 16-94/2022-
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РуссИнтеграл-Инжиниринг" Ляховец Анны Руслановны, действующей на основании доверенности от 22 декабря 2021 года, на вступившие в законную силу постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 25 мая 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 10 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РуссИнтеграл-Инжиниринг",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 31 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью "РуссИнтеграл-Инжиниринг" (далее - ООО "РуссИнтеграл-Инжиниринг", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 10 марта 2021 года постановление судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 31 декабря 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности.
При новом рассмотрении дела постановлением судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 25 мая 2021 года, оставленным без изменения решение судьи Оренбургского областного суда от 10 августа 2021года, общество с ограниченной ответственностью "РуссИнтеграл-Инжиниринг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции защитник общества Ляховец А.Р. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 50 Закона N 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 1). При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) указанные должностные лица имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения ими в установленные сроки предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), и с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Оренбургской области введен режим повышенной готовности.
Как следует из материалов дела и установлено предыдущими судебными инстанциями 30 июля 2020 года в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области поступила информация о шести случаев заболевания новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) среди лиц, проживающих в жилом городке и работающих на строительном участке ООО "РуссИнтеграл-Инжиниринг" УПН Сладковско-Заречного нефтяного месторождения, расположенном в Ташлинском районе Оренбургской области рядом с селом Болдырево.
На основании распоряжения главного государственного санитарного врача по г. Сорочинску, Сорочинскому району, Александровскому, Илекскому, Красногвардейскому, Новосергиевскому, Переволоцкому и Ташлинскому районам Оренбургской области от 31 июля 2020 года (том 1, л.д.5-8), должностным лицом Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в период с 31 июля по 28 августа 2020 года проведено расследование причин возникновения инфекционного заболевания на территории указанного жилого городка, по результатам которого составлен акт расследования от 28 августа 2020 года (том 1, л.д. 9-16).
Постановлением главы администрации Ташлинского района Оренбургской области на период с 31 июля 2020 года до особого распоряжения на территории стройплощадки общества введены ограничительные мероприятия (карантин) (том 1, л.д. 46-48).
30 июля 2020 года обществу было выдано предписание, одним из требований которого являлось требование об организации на период с 30 июля по 12 августа 2020 года изоляции контрактных лиц по месту пребывания (временный городок) на 14 календарных дней для непрерывного медицинского наблюдения (пункт 4 предписания), а также требование по обеспечению использования работниками средств индивидуальной защиты (одноразовых масок, перчаток), созданию их запаса исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа (пункт 9 предписания) (том 1, л.д. 50-51).
В ходе проверки исполнения указанного предписания выявлено, что общество не обеспечило изоляцию контактных лиц по месту пребывания для непрерывного медицинского наблюдения, поскольку с 30 июля по 12 августа 2020 года территорию жилого городка покинуло три человека (ФИО6, ФИО7, ФИО8), что свидетельствует о нарушении пунктов 3.25, 3.30, 3.39 СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2013года N 64 (далее - СП 1.3.3118-13), пункта 3.1 Рекомендаций по организации работы обсерватора для лиц, прибывших из эпидемически неблагополучной территории по новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (письмо Роспотребнадзора от 22 марта 2020 года N 02/4708-2020-27) (далее - Рекомендации по организации работы обсерватора), предписывающих, что обсерваторы должны находиться под круглосуточной охраной.
Также общество в нарушение СП 1.3.3118-13 и п. 3.9 МР 3.1/2.2.0241-21. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.2. Гигиена труда. Изменения N1 в МР 3.1/2.2.0176/1-20 "Рекомендации по организации работы вахтовым методом в условиях сохранения рисков распространения COVID-19". Методические рекомендации", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 мая 2021 года не обеспечило использование работниками средств индивидуальной защиты в полном объеме (одноразовых масок, перчаток), не создало их запас исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок не реже 1 раза в 3 часа.
13 августа 2020 года главным государственным санитарным врачом по г. Сорочинску, Сорочинскому району, Александровскому, Илекскому, Красногвардейскому, Новосергиевскому, Переволоцкому и Ташлинскому районам Оренбургской области обществу выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, проверка исполнения которого показала, что общество не выполнило пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 13 этого предписания (том 1, л.д. 57-58).
В соответствии с пунктом 1 указанного предписания общество обязано в период с 13 по 26 августа 2020 года обеспечить изоляцию контактных лиц (162 чел.) по месту пребывания (жилой городок стройплощадки УПК общества) на 14 календарных дней для непрерывного медицинского наблюдения. Однако с 13 по 26 августа 2020 года территорию городка покинуло 19 человек.
В соответствии с пунктом 2 предписания в период с 13 по 26 августа 2020 года общество не обеспечило на территории стройплощадки режим обсерватора, а именно: не закрепило за сотрудниками место пребывания (вагончик) и не ограничило их передвижение по территории стройплощадки.
В соответствии с пунктами 3 и 4 предписания общество обязано обеспечить постоянное использование работниками средств индивидуальной защиты (одноразовых масок, перчаток) в местах общего пользования (туалет, душ), создав запас с учетом смены масок не реже 1 раза в 3 часа в соответствии со сроком ношения СИЗ (нарушение СП 1.3.3118-13, п. 3.9 МР 3.1/2.2.0176/1-20); организовать посещение душа по графику (одномоментное посещение совместно проживающих в вагончиках), с учетом организации интервалов между посещениями для проведения дезинфекционной обработки.
Согласно пункта 5 предписания общество обязано разработать график приема пищи, комплектования и доставки блюд к местам размещения лиц (в вагончиках) с использованием одноразовой посуды с учетом соблюдения сроков реализации готовых блюд, что согласуется с требованиями пункта 3.8 СП 1.3.3118-13, п. 3.10 Рекомендаций по организации работы обсерватора.
В нарушение пункта 6 предписания общество не обеспечило проведение ежедневного медицинского осмотра всех сотрудников с целью выявления лиц с признаками респираторной инфекции, своевременной их изоляции и госпитализации.
На момент обследования 14 августа 2020 года было установлено, что обществом не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены работниками (в туалетах (мужской, женский) отсутствовало мыло и полотенца), что нарушает требования пунктов 4.4, 6.3 СП 3.1.3597-20, пункта3.9 МР 3.1/2.2.0176/1-20 (пункт 11 предписания).
В соответствии с пунктом 13 предписания общество обязано обеспечить проведение регулярной дезинфекции помещений общего пользования (туалетов) с кратностью каждые 2 часа (пункты 2.8, 3.28 СП 1.3.3118-13, пункт3.9 МР 3.1/2.2.0176/1-20, п. 3.7 Рекомендаций по организации работы обсерватора).
МР 3.1/2.2.0176/1-20 регламентируют, что работники перед отправкой на вахту должны пройти осмотр врача по месту пребывания (пункт 1.1).
За двое суток до отправки на вахту проводится лабораторное обследование рабочих на COVID-19. При подозрении на COVID-19 (наличие положительного результата) в отношении работника и его контактных лиц организуется комплекс соответствующих противоэпидемических мероприятий с запретом выезда (пункт 1.5). При отсутствии признаков заболевания и наличии отрицательных результатов исследований биоматериала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) сотрудники направляются к месту осуществления производственной деятельности и допускаются к работе (пункт 1.6).
В ходе проведенного расследования было установлено, что не все работники за двое суток до отправки на вахту прошли обследование на COVID-19 или 14-дневную изоляцию в местах временного пребывания с получением отрицательных результатов исследований биоматериала на новую коронавирусную инфекцию после изоляции (представлено 17 анализов, а прибыло на вахту по журналу регистрации с 15 по 31 июля 2020 года 94человека).
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Факт невыполнения обществом пунктов 4, 9 предписания от 30 июля 2020 года и пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 13 от 13 августа 2020 года и нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств, что зафиксировано в акте расследования от 28 августа 2020 года.
Обществу вменено невыполнение выданных в период возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции "COVID-2019", осуществления ограничительных мероприятий (карантина) законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и нарушении законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вышеуказанные предписания выданы обществу по итогам расследования, проведенного с целью установления причинно-следственной связи возникновения случаев заболеваний новой коронавирусной инфекцией у сотрудника ООО "РуссИнтеграл-Инжиниринг" (экстренное извещение ГБУЗ Ташлинская РБ от 31 июля 2020 года) и в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции "COVID-2019", регистрацией 30 июля 2020 года - 6 случаев заболевания "COVID-2019" у работников общества, а в последующем 17 случаев заболеваний "COVID-2019" и ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, в целях предотвращения угрозы распространения заболеваемости на территории Ташлинского района Оренбургской области, обеспечения безопасности работающих и обслуживаемого населения, в соответствии со статьями 29, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, методическими рекомендациями Роспотребнадзора, названными выше постановлениями главного государственного санитарного врача.
Административная ответственность за невыполнение такого предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и нарушение законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Законность и обоснованность вынесенного судьей районного суда постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверены судьей Оренбургского областного суда в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в решении дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление судьи районного суда, указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления.
Доводы, которыми аргументирована жалоба поданная в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в том числе о занятости юриста в другом процессе, отсутствии доказательств нарушения обществом СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции", а также невыполнения предписаний сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о признании протокола недопустимым доказательством, ввиду того, что допущены нарушения при проведении расследования, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не опровергают наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1. 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного кодекса, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 25 мая 2021 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 10 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РуссИнтеграл-Инжиниринг", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "РуссИнтеграл-Инжиниринг" Ляховец Анны Руслановны, действующей на основании доверенности от 22 декабря 2021 года - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.