Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Юдкина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 декабря 2021 года кассационную жалобу Журавлева С.И. на решение Советского районного суда города Самары от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 октября 2021 года по административному делу N 2а-1884/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области к Журавлеву С.И. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области Земцовой А.В, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Советского районного суда города Самары от 28 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 октября 2021 года, с Журавлева С.И. взыскана задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионном Фонде Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 26 545 руб, пени в размере 3 542, 87 руб, за 2019 год в размере 29 354 руб, пени в размере 1 368, 39 руб, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 5 840 руб, пени в размере 779, 45 руб. за 2019 год в размере 6 884 руб, пени в размере 320, 91 руб, всего 74 634, 62 руб. Также взыскана государственная пошлина в размере 2 439, 03 руб.
В кассационной жалобе Журавлев С.И. просит отменить судебные акты, в удовлетворении административного иска отказать. Указывает, что налоговым органом пропущен срок на направление требования, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также Журавлев С.И. указывает, что судебный приказ выдан с нарушением правил территориальной подсудности.
От заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 22 по Самарской области поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении судебных постановлений без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с положениями статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент выставления требования N 4556 от 6 февраля 2020 года), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб. - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчётный период 2019 года, 32 448 руб. за расчётный период 2020 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчётный период 2018 года, 6 884 руб. за расчётный период 2019 года и 8 426 руб. за расчётный период 2020 года.
Статьёй 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в расчётные периоды 2018 - 2019 годы административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов в связи с регистрацией в качестве адвоката (с 24 сентября 2015 года по настоящее время). На основании поступивших в налоговый орган актуальных сведений в отношении адвоката Журавлева С.И. в автоматическом режиме в 2020 году в отношении него произведены начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2018 год по сроку уплаты 9 января 2018 года, за 2019 год по сроку уплаты 9 января 2019 года, направлено требование об уплате страховых взносов N 33668 по состоянию на 17 сентября 2020 года. Установлен срок исполнения до 20 октября 2020 года.
Журавлев С.И. не уплатил страховые взносы в установленный срок.
14 декабря 2020 года мировым судьёй судебного участка N 55 Советского судебного района города Самары по заявлению Инспекции ФНС России по Советскому району города Самары вынесен судебный приказ N 2а-2216/2020 о взыскании с Журавлева С.И. недоимки по страховым взносам, который определением того же мирового судьи от 25 декабря 2020 года отменён в связи с поступившими возражениями.
Настоящий административный иск заявлен налоговым органом 5 мая 2021 года.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая настоящий административный спор и удовлетворяя административный иск, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом требований.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными судом обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о пропуске срока направления требования несостоятелен.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчёте авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчёта авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после её представления.
Согласно правовым позициям, изложенным в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечёт продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации) с учётом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При рассмотрении настоящего административного дела судебными инстанциями сделан правильный вывод об исчислении даты выявления недоимки с момента выявления технической ошибки, произошедшей в связи с поступлением в налоговый орган в порядке межведомственного взаимодействия сведений в отношении Журавлева С.И. об изменении адвокатского членства в базе данных "АИС Налог-3 ПРОМ". В карточке "Сведения об адвокате, форма А" признак избрания адвокатской деятельности отразился как "форма осуществления адвокатской деятельности не определена", страховые взносы за расчётные периоды 2018 - 2019 годы не начислялись, недоимка в программе не отображалась.
В связи с поступлением в Управление ФНС России по Самарской области письма ФНС России от 24 августа 2020 года N 14-4-08/03733@ "О проведении уточняющих мероприятий в отношении адвокатов" Управлением ФНС России по Самарской области 27 августа 2020 года проведена работа в ПП ЦУН по актуализации сведений в отношении адвокатов, указанных в приложении, в том числе в отношении Журавлева С.И, о чём 31 августа 2020 года сообщено административному истцу, после чего ранее внесённая в отношении адвоката Журавлева С.И. запись "дата снятия с учёта" признана ошибочной, восстановлена запись о постановке его на учёт в качестве адвоката с 8 октября 2015 года и в автоматическом режиме в отношении него произведены начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2018 год по сроку уплаты 9 января 2018 года, за 2019 год по сроку уплаты 9 января 2019 года.
Учитывая данные обстоятельства, судами сделан правильный вывод о направлении налоговым органом требования в течение трёх месяцев с даты выявления недоимки.
Довод кассационной жалобы о том, что судебный приказ вынесен с нарушением правил подсудности, несостоятелен. В рассматриваемом споре данное обстоятельство не имеет правового значения, поскольку, как указано выше, судебный приказ отменён. Правовое значение в данном случае имеет лишь соблюдение налоговым органом срока обращения в суд, который был соблюдён. Утверждение автора кассационной жалобы, что в данном случае налоговый орган обязан был повторно обратиться к мировому судье с соблюдением правил подсудности, не может быть принято во внимание, поскольку оно основано на неправильном толковании закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Самары от 28 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 22 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлева С.И - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 2 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.