Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Кувшинова В.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 30 ноября 2021 года кассационную жалобу Биглова В.А. на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2021 года по административному делу N 2а-2373/2021 по административному исковому заявлению Биглова Вадима Айратовича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан", военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконными отказа в ознакомлении с личным делом.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Биглова В.А. по доверенности Будникова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Биглова В.А. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан", военному комиссариату Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в фотофиксации личного дела, обязании ознакомить с материалами личного дела путем фотофиксации отказано.
В кассационной жалобе Биглов В.А. просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на то, что в результате неправомерных действий административного ответчика было нарушено его право на получение информации, непосредственно затрагивающей его права, а также право на получение достоверной информации о противопоказаниях к несению военной службы. Материалы личного дела не содержат охраняемой законом тайны. Судом первой инстанции не проверены должным образом полномочия представителя военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан. Представленная в суд доверенность N 2 от 1 декабря 2019 года, выданная военным комиссаром Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан Алиферовым Ю, не могла быть принята судом.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-Ф3) предусмотрено, что воинский учёт граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трёх месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу - по месту их пребывания. Военные комиссариаты осуществляют воинский учёт граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
Порядок воинского учёта граждан, в том числе первичного воинского учёта, определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учёте (пункт 6).
В силу подпункта "б" пункта 3 Положения о воинском учёте, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719, одной из основных задач воинского учёта является документальное оформление сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте.
Согласно пункту 48 Положения о воинском учёте, документы воинского учёта должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом N 53-Ф3. Перечень, формы документов воинского учёта, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (далее - Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом), и издана в порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".
Согласно Пояснению по ведению личного дела призывника и учетной карты призывника (приложения N 7, 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе) личное дело призывника и учетная карта призывника (далее - личное дело) призывника заводятся на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, при первоначальной постановке его на воинский учёт, формируются на бумажном носителе и в электронном виде (хранятся как база данных персонального учета призывников) и должны содержать сведения, определенные Федеральным законом N 53-Ф3. Личные дела размещаются в картотеке и в архиве военного комиссариата. Доступ к личным делам (базе данных) должен быть строго ограничен. Выдача личных дел на руки призывникам или их родственникам, высылка их в лечебные учреждения и в другие организации не допускается. При необходимости и наличии соответствующего запроса в указанные организации могут быть высланы заверенные военным комиссаром дубликаты личных дел или выписки из них. Хранение личных дел вне картотеки или архива не допускается.
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка организации работы призывного пункта при первоначальной постановке граждан на воинский учёт (приложение N 12 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе) в личное дело призывника подшиваются, в числе прочего, результаты социально-психологического изучения гражданина и его медицинского освидетельствования (листы медицинского освидетельствования).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Также обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за её разглашение.
Судами установлено, что Биглов В.А. состоит на воинском учёте в военном комиссариате Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан и является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
8 декабря 2020 года Биглов В.А. обратился в военный комиссариат с заявлением, в котором просил предоставить ему возможность ознакомиться с материалами его личного дела с использованием фотофиксации всех материалов.
Письмами военного комиссара Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан Алферова Ю. от 29 декабря 2020 года N 43/5815 и N 43/5816 Биглову В.А. отказано в предоставлении возможности ознакомится с материалами личного дела с использованием фотофиксации.
11 февраля 2021 года Биглов В.А. обратился с жалобой к военному комиссару Республики Башкортостан.
Письмом временно исполняющего обязанности военного комиссара Республики Башкортостан от 1 марта 2021 года N 1/381 в удовлетворении жалобы Биглова В.А. на действия должностных лиц военного комиссариата Кировского и Ленинского районов города Уфа Республики Башкортостан о запрете фотофиксации материалов личного дела отказано.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что личное дело является основным военно-учётным документом на призывника, доступ к которому строго ограничен. Данное ограничение обусловлено тем, что ряд документов, содержащихся в личном деле призывника (сообщения органов и организаций на запросы военного комиссариата, опросы соседей, результаты тестирований, листы изучения и т.п.), представляют собой служебную тайну в силу пунктов 3 и 4 Перечня сведений конфиденциального характера, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188.
Сам по себе отказ в ознакомлении с материалами личного дела не создает для административного истца препятствия к реализации его права на изучение документации, касающейся его здоровья и диагнозов, поставленных ему врачами в военном комиссариате, поскольку указанная информация при необходимости и наличии соответствующего заявления может предоставляться военным комиссариатом в виде выписок из требуемых документов, что позволяет обеспечить соблюдение прав и законных интересов третьих лиц.
Доказательств, свидетельствующих о том, что административному истцу было отказано в выдаче выписки из решения призывной комиссии либо из заключения о категории годности к военной службе, в которых содержится информация о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы либо показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья, Бигловым В.А. суду не представлено.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришёл к выводу, что отказ должностных лиц военного комиссариата в ознакомлении призывника с личным делом и осуществлении его фотофиксации является обоснованным.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о необоснованности выдачи доверенности от имени военного комиссара Кировского и Ленинского районов города Уфы Республики Башкортостан, несостоятелен.
В соответствии с положениям пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признаётся письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Положениями статьи 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что полномочия руководителей органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение (часть 2).
Полномочия других представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - в ином документе. Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме, на что указывается в протоколе судебного заседания, или представленном в суд в письменной форме. При предъявлении к представителю квалификационных требований представитель должен представить в суд соответствующие документы, подтверждающие выполнение этих требований (часть 5).
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации (при её наличии) (часть 6).
Представленная доверенность отвечает предъявляемым к ней требованиям.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Биглова В.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 7 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.