Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Подгорновой О.С, судей Матвеевой Л.Н, Речич Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мещеряковой Ирины Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-1399/2021 по иску Мещеряковой Ирины Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" о понуждении заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом представленного протокола разногласий.
Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С, объяснения представителя Мещеряковой И.Н. - Мещерякова В.П, действующего на основании доверенности от 23 марта 2021 г, выданной сроком на пять лет, судебная коллегия
установила:
Мещерякова И.Н. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Экостройресурс" о понуждении заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование исковых требований указала, что 4 февраля 2021 г. получила от ООО "Экостройресурс" проект договора N28/21-ИЖС/ФЛ от 26 января 2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), который возвратила с протоколом разногласий от 8 февраля 2021 г, с положениями договора не согласна.
В пункте 3 договора указано, что объем ТКО, принимаемый от потребителя ежемесячно, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО, информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов), а также иные условия оказания услуг по настоящему договору определяются согласно Приложению N1 к договору.
Вместе с тем, в приложении к договору N 1 не указана периодичность вывоза ТКО в холодное и теплое время года, не указано место приема и передачи ТКО потребителем "адрес".
Согласно п. 2, 2.1 СанПиН 42-128-4690-88, на которое идет отсылка в приложении N 1 к договору, при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения, поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время при плюсовой температуре свыше +5°" не более одних суток (ежедневный вывоз).
Из ответа ООО "ЭкоСтройРесурс" от 5 февраля 2021 г. на ее обращение следует, что по графику вывоза мусора, согласованному с органами местного самоуправления, вывоз осуществляется еженедельно по средам и субботам.
Вместе с тем, за период 2019 - 2020 г.г. мусор от потребителя, проживающего по адресу: "адрес", не вывозился, за период с января 2021 г. по февраль 2021 г. мусор вывезен только 2 раза.
В этой связи она полагает, что необходимо указать в приложении к договору периодичность вывоза мусора, в том числе в холодное и теплое время года.
В приложении N1 к договору в графе "период оказания услуг по вывозу ТКО" необходимо указать срок "с момента заключения договора сторонами по 31 декабря 2021 г.", а не "1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.", поскольку вывоз мусора за период 2019 г. по 2020 г. Региональным оператором не осуществлялся.
В пункте 5 договора дату начала оказания услуг по обращению с ТКО необходимо указать "с момента его подписания обеими сторонами", а не "1 января 2019 г.".
Пункт 9.1 договора не может быть выполнен, поскольку в Приложении N1 к договору не определено место приема ТКО от потребителя "адрес".
Пункт 11.1 договора не может быть исполнен, т.к. в приложении N 1 не определено место складирования ТКО у потребителя "адрес".
Пункт 11.12 договора не может быть исполнен т.к. Региональным оператором договором не определен тип накопления для потребителя "адрес".
В пункт 12 "право потребителя" договора необходимо внести дополнение, изложив его в следующей редакции: "потребитель имеет право предоставить документы и инициировать проведение перерасчета за вывоз ТКО, в случае отсутствия потребителя в летний период времени по месту регистрации и нахождения его по другому адресу, другому муниципальному округу, другому городу, нахождению в отпуске, на лечении и т.д.".
Необходимо дополнить п. 19 договора словами "в случае возникновения разногласий потребитель вправе запросить у регионального оператора распечатку средств электронного контроля за выполнением взятых обязательств".
Пункт 25 договора изложить в следующей редакции: "настоящий договор заключается на срок с момента подписания обеими сторонами действует до 31 декабря 2021 г. (включительно)".
Также необходимо в реквизитах регионального оператора указать контактный телефонный номер для связи с уполномоченным лицом, в случае неисполнения пунктов договора.
Указанные разногласия истца ответчик отклонил.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просила суд обязать ООО "Экостройресурс" заключить с ней договор по вывозу твердых коммунальных отходов с учетом протокола разногласий от 8 февраля 2021 г, подготовленного Мещеряковой И.Н.
Решением Советского районного суда г. Самары от 2 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2021 г, в удовлетворении исковых требований Мещеряковой И.Н.к ООО "ЭкоСтройРесурс" о понуждении заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом представленного протокола разногласий отказано.
В кассационной жалобе Мещерякова И.Н. просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2021 г.
В обоснование жалобы повторяет доводы, изложенные ранее в апелляционной жалобе, указывает, что судами не учтено отсутствие доказательств согласования изменения сроков выполнения услуг (вывоза мусора при временном хранении отходов в дворовых сборниках еженедельно по средам и субботам) с органами местного самоуправления, не приняты доводы о том, что в приложении к договору не определено место приема ТКО.
Противоречит закону утверждение суда апелляционной инстанции о выполнении требований схемы Самарской области раздела 4.1, в судебном заседании данный документ не изучался и не представлен ответчиком.
Периодичность вывоза отходов бестарной системы от индивидуального жилого фонда, садоводческих и дачных объединений в настоящее время осуществляется раз в неделю или реже, при этом, данная система является устаревшей и целесообразна ее замена на систему накопления ТКО с использованием контейнерных площадок.
В таблице 23 представлены сведения о населенных пунктах Самарской области в которых по состоянию на 1 января 2018 г. отсутствуют централизованные места накопления ТКО. Кировский район и "адрес" в данной таблице отсутствуют.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "Экостройресурс" просит оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Мещеряковой И.Н. - Мещеряков В.В. поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя Мещеряковой И.Н. - Мещерякова В.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истица Мещерякова И.Н. проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: "адрес".
С 1 января 2019 г. деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором. Статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "Экостройресурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области от 1 ноября 2018 г.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено ООО "Экостройресурс" на официальном сайте в сети "Интернет" 23 декабря 2018 г. и опубликовано в официальном печатном издании "Волжская Коммуна" от 25 декабря 2018 г.
25 января 2021 г. в адрес ответчика Регионального оператора от истца Мещеряковой И.Н. поступило заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
4 февраля 2021 г. договор N28/21-ИЖС/ФЛ от 26 января 2021 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Мещеряковой И.Н. получен, и 8 февраля 2021 г. истицей составлен и направлен в адрес ООО "Экостройресурс" протокол разногласий к этому договору.
8 февраля 2021 г. ООО "Экостройресурс" подготовлен протокол о согласовании указанного договора в редакции Регионального оператора, и направлен в адрес истицы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 153, 154, 155, 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 422, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, исходил из того, что дополнения к договору не могут быть установлены исключительно по требованию потребителя, Региональный оператор должен дать согласие на мотивированные со стороны потребителя дополнения к договору, подготовленный ответчиком договор на оказание услуг соответствует типовой форме договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 и требованиям гражданского законодательства, доказательств, что данный договор нарушает права истца, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций согласна судебная коллегия, поскольку они основаны на правильном применении и толковании регулирующих рассматриваемые правоотношения норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (п. 1 ст. 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8(11) Правил предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
На основании пункта 8(15) Правил обращения с ТКО в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих правил.
Таким образом, в силу действующего законодательства договор может быть дополнен и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон.
Судами верно указано, что истцом не приведено доказательств, свидетельствующих о том, что спорные условия договора на оказание услуг по обращению с ТКО в редакции, предложенной ответчиком, нарушают его права или противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Наоборот, материалами дела установлено, что региональный оператор оказывает услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N228 от 23 сентября 2016 г, порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 7 июля 2020 г. N471 О признании утратившими силу постановлений Правительства Самарской области от 6 августа 2018 г. N 449 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области" и от 18 сентября 2019 г. N 645 "О внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2018 г. N 449 "Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области и об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Самарской области". До введения в действие постановления Правительства N 471 действовало постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2018 г. N 449 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области".
Анализ приведенных выше положений материального закона, регулирующих спорные правоотношения сторон, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств позволили суду первой и апелляционной инстанции сделать правильный и обоснованный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку представленный ответчиком договор соответствует Форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации и не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, на истицу каких-либо дополнительных обязанностей не возлагают, а дополнения, которые предлагает внести истица согласно протоколу разногласий, противоречат требованиям закона и типовому договору, кроме того, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с даты начала оказания услуг региональным оператором на условиях типового договора - с 1 января 2019 г.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется, поскольку по настоящему делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Доводов, опровергающих выводы суда первой и апелляционной инстанции либо ставящих под сомнение законность и обоснованность таких выводов, в кассационной жалобе не приведено.
Вопреки доводам кассационной жалобы желание потребителя на заключение договора на определенных им условиях, в том случае, если предлагаемые исполнителем условия урегулированы и соответствуют требованиям действующего законодательства, основанием для включения иных условий не являются.
Все приведенные в кассационной жалобе доводы, ранее уже были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанции, повторяют правовую позицию Мещеряковой И.Н. при рассмотрении дела в судах, сводятся к несогласию с выводами судов и не указывают на обстоятельства, которые были не проверены или не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы судов.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела, оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Самары от 2 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мещеряковой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Подгорнова
Судьи Л.Н. Матвеева
Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.