Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бутусовой Ренаты Геннадьевны на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-182/2021 по иску Бутусовой Р.Г. к Отраслевому органу администрации "Отдел образования Советского муниципального района" и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на включение и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Бутусова Р.Г. обратилась в суд с иском к Отраслевому органу администрации "Отдел образования Советского муниципального района" и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. В обоснование заявленных требований указано, что истец относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, поскольку ее мать умерла, отец был лишен родительских прав. Постановлением администрации Советского района Республики Марий Эл от 25 сентября 2002 года N за истцом закреплено жилое помещение по адресу: "адрес" Постановлением администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл от 14 мая 2002 года N над истцом установлено попечительство. Письмом администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл от 02 февраля 2021 года истцу отказано во включении в Список ввиду отсутствия сведений о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ей возраста 23 лет. Данный отказ истец полагает незаконным.
Решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 августа 2021 года, отказано в удовлетворении исковых требований Бутусовой Р.Г. к Отраслевому органу администрации "Отдел образования Советского муниципального района" и администрации Советского муниципального района Республики Марий Эл о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
В кассационной жалобе Бутусова Р.Г. просит решение и апелляционное определение отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылается на неправильное применение норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Бутусова Р.Г. (ранее Петрова Н.Г.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО решением Советского районного суда Республики Марий Эл от 07 октября 2002 года лишен родительских прав).
Постановлением администрации Советского района Республики Марий Эл от 14 мая 2002 года над истцом установлено попечительство, попечителем назначена ФИО
Постановлением администрации Советского района Республики Марий Эл от 25 сентября 2002 года за истцом закреплено жилое помещение по адресу: "адрес"
Бутусова Р.Г. впервые обратилась по вопросу обеспечения ее жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в 2021 году. На момент обращения истцу исполнилось 33 года.
Разрешая спор, установив, что Бутусова Р.Г. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет не обращалась, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец утратила право на льготное обеспечение жилым помещением.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия уважительных причин, препятствующих Бутусовой Р.Г. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции. Указал, что суду не представлено доказательств того, что истец до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на такой учет вследствие незаконного отказа органа местного самоуправления либо ненадлежащего выполнения обязанностей по защите ее прав в тот период, когда она была несовершеннолетней, ее опекуном (попечителем), органами опеки и попечительства, образовательным учреждением.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из этого следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
Поскольку суду не представлены доказательства наличия уважительных причин, по которым Бутусова Р.Г. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до достижения ею возраста 23 лет, а также доказательства того, что она обращалась в компетентные органы для постановки на такой учет до достижения ею возраста 23 лет, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований Бутусовой Р.Г. являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих судов и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы Бутусовой Р.Г. заявлялись в суде первой и апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия. Кроме того, указанные доводы направлены на оценку представленных суду доказательств, переоценка которых в кассационном суде не допустима.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы Бутусовой Р.Г.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бутусовой Р.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.В.Ившина
Т.Е.Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.