Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Ившиной Т.В, Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Семененковой Е.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 августа 2021 года по гражданскому делу N 2-3864/2021 по иску Семененковой Елены Петровны к ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.Тольятти о включении периодов в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Товышевой Е.Е, действующей на основании доверенности от 01 октября 2021 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Семененкова Е.П. обратилась в суд с иском о включении периодов трудовой деятельности в специальный страховой стаж и возложении обязанности по назначению страховой пенсии досрочно к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.о.Тольятти Самарской области. В обоснование своих требований указав, что решением ответчика от 18 января 2021 года N истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения досрочной пенсии, при этом, ответчик не включил в специальный страховой стаж истцу спорные периоды ее трудовой деятельности. Названное решение ответчика истец находит незаконным и необоснованным.
На основании изложенного истец просила суд:
1) засчитать Семененковой Елене Петровне в специальный (медицинский) страховой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы:
- с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан;
- с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года в должности врача- терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан;
- с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан;
- периоды нахождения в командировке с 13 марта 2012 года по 26 апреля 2012 года; с 1 марта 2017 года по 1 апреля 2017 года в должности врача гастроэнтеролога гастроэнтерологического отделения хирургии ГБУЗ СО "ТКБ N 5" города Тольятти;
2) обязать ответчика назначить Семененковой Е.П. досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня обращения, с 9 октября 2020 года.
Решением Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 24 мая 2021 года постановлено: "Исковые требования Семененковой Е.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.о.Тольятти Самарской области о включении периодов в специальный стаж и обязании назначить досрочную трудовую пенсию - удовлетворить. Включить Семененковой Е.П. в специальный (медицинский) стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды работы: - с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан; - с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года в должности врача-терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан; - с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан; - периоды нахождения в командировке с 13 марта 2012 года по 26 апреля 2012 года, с 1 марта 2017 года по 1 апреля 2017 года в должности врача гастроэнтеролога гастроэнтерологического отделения хирургии ГБУЗ СО "ТКБN 5" города Тольятти. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.о.Тольятти назначить Семененковой Е.П. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня обращения, с 9 октября 2020 года".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 августа 2021 года решение Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 24 мая 2021 года в части удовлетворения иска о включении в специальный страховой стаж истца периодов ее работы с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года - прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан, с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года- в должности врача-терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан, с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года - в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан и назначения досрочной страховой пенсии по старости истцу со дня обращения, с 9 октября 2020 года - отменено и принято в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Семененковой Е.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе г.о.Тольятти Самарской области в указанной части отказано.
В кассационной жалобе Семененкова Е.П. просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств по делу.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области просит апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области Товышевой Е.Е, просившей апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Иные лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.о.Тольятти Самарской области от 18 января 2021 года N Семененковой Е.П. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку отсутствует требуемый стаж для назначения досрочной пенсии.
Ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года - прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан, поскольку не поступил ответ компетентных органов, подтверждающий период работы истца; с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года в должности врача-терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан; с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан, поскольку с 1 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 июля 1996 года N 32-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР", которым не предусмотрено назначение пенсии за выслуг лет.
Также не засчитан период нахождения истца в командировке с 13 марта 2012 года по 26 апреля 2012 года, с 1 марта 2017 года по 1 апреля 2017 года в должности врача гастроэнтеролога гастроэнтерологического отделения хирургии ГБУЗ СО "ТКБ N 5" г.Тольятти, со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
Специальный стаж истца на дату обращения с заявлением составлял20 лет 08 месяцев 27 дней.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Семененковой Е.П, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года в должности врача-терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан и с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан подтверждены записями в трудовой книжке и справкой, выданной ГКП ПВХ "Областная многопрофильная больница" N 5-7/299.
При этом суд сослался на Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", письмо Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99 Р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16, согласно которому трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.
При разрешении спора суд посчитал, что приобретенный после 13 марта 1992 года трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Также судом первой инстанции включен в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года - прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан, поскольку период работы подтвержден справкой работодателя и записью в трудовой книжке истца, в указанный период истец принята для прохождения интернатуры по специальности терапия.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов нахождения в командировке с 13 марта 2012 года по 26 апреля 2012 года и с 1 марта 2017 года по 1 апреля 2017 года в должности врача гастроэнтеролога гастроэнтерологического отделения хирургии ГБУЗ СО "ТКБ N 5" города Тольятти, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом периодов работы истца, в том числе включенных в специальный стаж периодов работы, судом первой инстанции удовлетворены исковые требования о досрочном назначении истцу страховой пенсии по старости с 9 октября 2020 года.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Указал, что периоды работы Семененковой Е.П. с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года - прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан, с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года в должности врача-терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан, с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан, не подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует документальное подтверждение характера выполняемых истцом работ на территории Республики Казахстан, отсутствуют сведения об уплате страховых взносов, с 27 июля 1996 года приостановлено действие нормы, предусматривающей назначение пенсии за выслуг лет, а с 1 января 1998 года на территории Республики Казахстан отменен институт назначения пенсии за выслугу лет. Поскольку без учета указанных периодов у истца отсутствует требуемый 30-летний медицинский стаж, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в части признания 9 октября 2020 года датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделан с существенным нарушением процессуального закона.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, который вступил в силу с 01 января 2002 года и действовал до 01 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 годаN 173-ФЗ, который не применяется с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила от 02 октября 2014 года N 1015).
Согласно пункту 5 Правил от 02 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил от 02 октября 2014 года N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 года N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 года N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 года N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил от 02 октября 2014 года N 1015).
Пунктом 11 Правил от 02 октября 2014 года N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015).
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 884н).
Согласно пункту 22 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж по Списку N2), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Между тем положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судом апелляционной инстанции учтены не были.
Из материалов дела следует, что Семененковой Е.П. была представлена справка, выданная работодателем, подтверждающая факт ее работы в Республике Казахстан: с 1 января 1991 года по 1 августа 1991 года - прохождение интернатуры по терапии в Уральской областной клинической больнице Республики Казахстан, с 2 декабря 1991 года по 15 апреля 1997 года в должности врача-терапевта гастроэнтерологического отделения Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан, с 16 апреля 1997 года по 13 июня 2000 года в должности заведующей терапевтическим отделением Уральской областной клинической больницы Республики Казахстан.
Однако, судом не учтено, что в силу приведенного выше правового регулирования при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В связи с этим, по настоящему делу с учетом заявленных Семененковой Е.П. исковых требований, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права, суду апелляционной инстанции следовало установить возможность включения спорных периодов работы Семененковой Е.П. в специальный стаж работы с учетом положений законодательства Российской Федерации.
Однако указанные выше обстоятельства не были определены судебными инстанциями в качестве юридически значимых при разрешении настоящего спора, что свидетельствует о нарушении судами права на справедливое судебное разбирательство и привело к неправильному разрешению спора.
С учетом изложенного выше, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 августа 2021 года в обжалуемой части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить заявленные исковые требования в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 31 августа 2021 года, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Самарский областной суд.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.В.Ившина
Т.Е.Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.