Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В. и Тураевой Т.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года по гражданскому делу N 2-3144/2021 по иску Ивановой Марии Сергеевны к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании протокола незаконным, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список для получения жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тураевой Т.Е, судебная коллегия
установила:
Иванова М.С. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, с учетом уточнения требований просила признать незаконным протокол заседания жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан от 17 мая 2019 года, которым истцу отказано во включении в список детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями; признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика Министерство образования и науки РТ включить её в список внеочередников для получения жилого помещения, категории - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения.
В обоснование иска указала, что решениями судов ее родители были лишены родительских прав в отношении истца. Постановлением исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 13.10.2008 жилищно-бытовой комиссии было поручено поставить на учет истца для получения жилья. 15.01.2019 истец обратилась в Министерство образования и науки с заявлением о включении её в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в течение года неоднократно являлась к ответчику, предоставляла различные документы, однако, документы у неё не приняли, пояснив, что по сведениям органа исполнительной власти Пестречинского муниципального района РТ её отец получил денежные средства на покупку земли и строительство жилого дома, включив истца в договор участия в ипотечной жилищной программе развития агропромышленного комплекса Пестречинского района РТ, и уже после получения денежных средств он был лишен родительских прав. Однако, истец никогда не проживала, и не была зарегистрирована в доме, который отец построил на выделенные денежные средства, согласно выписке из ЕГРП право собственности на имя истца не оформлялось. Долгие годы истец вынужденно жила в доме бабушки и дедушки, где кроме неё также проживает её сестра и дядя со своей семьей. Кроме того, 21.06.2018 Пестречинским районным судом РТ было вынесено решение по гражданскому делу N, согласно которому был признан частично недействительным в отношении истца и её сестры Договор целевого денежного займа, на который неоднократно ссылался ответчик. Официальный ответ об отказе в постановке на учет и внесении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом до настоящего времени не получен.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 мая 2021 года исковые требования Ивановой Марии Сергеевны к Министерству образования и науки РТ удовлетворены.
Постановлено: "Признать протокол от 17 мая 2019 года заседания жилищной комиссии Министерства образования и науки РТ об отказе Ивановой Марии Сергеевны о включении в список детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, незаконным.
Признать Иванову Марию Сергеевну нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Министерство образования и науки РТ включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
В иске Ивановой Марии Сергеевны к Министерству земельных и имущественных отношений РТ о признании протокола незаконным, о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании включить в список для получения жилого помещения отказать."
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 мая 2021 года оставлено без изменения, абзац второй резолютивной части решения изложен в следующей редакции:
"Признать решение Министерства образования и науки Республики Татарстан об отказе Ивановой Марии Сергеевне во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений от 17 мая 2019 года N, оформленное в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 17 мая 2019 года N, незаконным".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, направить дело на новое рассмотрение.
Стороны надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года N-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
В силу статьи 1 указанного Закона в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года N "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Иванова М.С. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Протоколом от 17 мая 2019 года заседания жилищной комиссии Министерства образования и науки РТ Ивановой М.С. отказано во включении в список детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Основанием для отказа явилось то обстоятельство, что согласно Договору целевого денежного займа от 20.04.2010 г. NF истец была обеспечена в числе других участников Программы "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан", льготной субсидией на строительство (приобретение) жилья. Из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (раздел 2) следует, что на эти средства был построен двухэтажный коттедж площадью 176 кв.м, что выше учетной нормы на человека, по адресу: "адрес".
Судом также установлено, что 20.04.2010 г. между НО "ГЖФ при Президенте РТ", ИК Пестречинский муниципальный район РТ, с одной стороны, и ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО6, ФИО7 с другой, был заключен договор целевого денежного займа участнику Программы "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан". Заем был предоставлен для целевого использования - строительства жилого дома, находящегося по адресу: РТ, "адрес" А, состоящего из пяти комнат, общей площадью 176, 0 кв.м, в том числе жилой 89, 6 кв.м. Из выписки Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что на эти средства был построен двухэтажный коттедж площадью 176 кв.м, право на которое 13.04.2011 г. зарегистрировано за ФИО3 (вторая жена отца истца). При этом из договора целевого займа следует, что договор от имени в то время несовершеннолетних ФИО8 и истца ФИО1, был подписан ФИО3, которая законным представителем несовершеннолетних не являлась.
Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Вахитовского районного суда города Казани от 16 января 2018 года по гражданскому делу N.
Принимая во внимание, что истец никогда не проживала и не была зарегистрирована в доме, который ее отец построил на выделенные денежные средства, право собственности на имя истца не оформлялось, истец с сестрой фактически проживали с бабушкой ФИО14 в ее доме, иного жилья, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма, истец не имеет, а также то, что отец истца был лишен родительских прав еще 11.12.2007 в связи с тем, что он самоустранился от воспитания истца, уклоняется от выполнения обязанностей родителя, суд пришел к выводу о том, что Иванова М.С. имеет право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в резолютивной части решения суд первой инстанции содержится ошибочный вывод о незаконности всего протокола от 17 мая 2019 года, которым были разрешены вопросы также в отношении и иных лиц, не участвовавших в деле, судебная коллегия с учетом установленных нарушений прав истца сочла необходимым уточнить второй абзац резолютивной части решения указанием о признании незаконным решения Министерства образования и науки Республики Татарстан об отказе Ивановой Марии Сергеевны во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений от 17 мая 2019 года N, оформленного в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 17 мая 2019 года N.
Оснований не согласиться с данными выводами судов судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением требований процессуального законодательства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм права.
Так, согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Доводы о том, что предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда носит установленный законодательством заявительный характер, не влекут отмены состоявшихся по делу решения и апелляционного определения, поскольку требование о предоставлении жилого помещения истцом в рамках данного дела не заявлялось, и обязанность по предоставлению жилого помещения на ответчика не возлагалась.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 мая 2021 года в неизменной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.Е. Тураева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.