Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шайдуллина Р.Р, судей Кизирбозунц Т.Т, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Вурнарского района Чувашской Республики на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 06 сентября 2021 г. по гражданскому делу N по иску заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вурнарского района Чувашской Республики о возложении обязанности принять соответствующие меры.
Заслушав доклад судьи Кизирбозунц Т.Т, выслушав прокурора Трофимова А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Вурнарского района Чувашской Республики обратился в Вурнарский районный суд Чувашской Республики с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вурнарского района Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ремонту помещения защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по "адрес", и внутреннего инженерно-технического оборудования систем жизнеобеспечения помещения, в соответствии с требованиями Правил содержания защитных сооружений гражданской обороны, установленных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N583 (с изменениями и дополнениями).
В обоснование требований указано, что прокуратурой Вурнарского района во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики и плана работы прокуратуры Вурнарского района на 1 полугодие 2020 г, в феврале 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе проверки выявлены нарушения федерального законодательства в области гражданской обороны. Подвальное помещение школы МБОУ "Алгазинская СОШ", находящееся в собственности Вурнарского района, в соответствии с паспортом защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) и перечнем ЗС ГО на территории Вурнарского района, утвержденным МЧС Российской Федерации по Чувашской Республике, отнесено к разряду противорадиационных укрытий. В нарушение Правил содержания защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 г. N583 по результатам проведенного обследования объекта, он определен как неготовый к использованию и приему укрываемых.
Прокуратурой Вурнарского района 28 февраля 2020 г. в адрес начальника отдела образования и молодежной политики администрации Вурнарского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
По состоянию на 10 декабря 2020 г. нарушения не устранены, меры по их устранению не приняты. Бездействием администрации Вурнарского района Чувашской Республики по содержанию в надлежащем состоянии защитных сооружений гражданской обороны нарушаются права граждан, постоянно и временно проживающих на территории Вурнарского района, на защиту от опасностей, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2021 г. постановлено: исковые требования заместителя прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Вурнарского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по ремонту помещения защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по "адрес", и внутреннего инженерно-технического оборудования систем жизнеобеспечения помещения, в соответствии с требованиями Правил содержания защитных сооружений гражданской обороны, установленных приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 г. N583 (с изменениями и дополнениями).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 06 сентября 2021 г. решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене решения первой инстанции и апелляционного определения как незаконных и необоснованных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права в виду отсутствия доказательств нахождения помещения на балансе ответчика.
В судебном заседании прокурор Трофимов А.А. полагал состоявшиеся решение и апелляционное определение законными и обоснованными.
Представители администрации Вурнарского района Чувашской Республики, МБОУ "Алгазинская средняя общеобразовательная школа им. В.П. Петрова (Правки Витти) Вурнарского района", Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия определиларассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив изложенные в жалобе доводы, выслушав лиц, участвовавших в деле, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений в настоящем деле по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Судебными инстанциями установлено, что 14 июня 2017 г. МУП "Вурнарское БТИ" изготовлен технический паспорт на нежилые помещения N87-103, находящиеся в подвальном помещении двухэтажного нежилого кирпичного здания (литер А).
Из дела следует, что 12 августа 2019 г. на данное подвальное помещение изготовлен паспорт ЗС ГО N326-21, "адрес". В качестве приложения к данному паспорту указано: копия поэтажного плана и экспликация помещений ЗС ГО. Назначение ЗС ГО по проектной документации указано как ПРУ. При этом ЗС ГО отнесено классу А-3. Организацией, эксплуатирующей ЗС ГО указана МБОУ "Алгазинская СОШ".
В паспорте ЗС ГО на подвальное помещение, находящееся по "адрес", организацией, эксплуатирующей ЗС ГО указана МБОУ "Алгазинская СОШ", однако, как следует из материалов дела, данное подвальное помещение (нежилые помещения с 87-103) - ЗС ГО в оперативное управление МБОУ "Алгазинская СОШ" не передавалось. Администрацией Вурнарского района переданы в оперативное управление МБОУ "Алгазинская СОШ" лишь нежилые помещения с N- N, N- N, с N- N, расположенные по "адрес", являющиеся собственностью муниципального образования "Вурнарский район Чувашской Республики".
Из реестра защитных сооружений установлено, что ЗС ГО инвентарный N, расположенное по "адрес", включен в реестр защитных сооружений и имеет номер реестра в МЧС России 20514.
Как установлено судебными инстанциями, прокуратурой Вурнарского района во исполнения поручения прокуратуры Чувашской Республики и плана работы прокуратуры Вурнарского района на 1 полугодие 2020 г. проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что в соответствии с перечнем защитных сооружений гражданской обороны на территории Вурнарского района, утвержденным МЧС Российской Федерации по Чувашской Республике, образовательными муниципальными организациями используется 10 помещений, отнесенных в соответствии с составленными паспортами к разряду противорадиационных укрытий.
Установлено, что данные защитные сооружения, в том числе подвальное помещение, расположенное по "адрес", по результатам проведенного обследования в нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны определены как неготовые к использованию и приему укрываемых.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, пришли к вводу о том, что подвальное помещение, находящееся по адресу: Вурнарский район, д. Алгазино, ул. Центральная, д. 1 является объектом защитного сооружения гражданской обороны, обязанность по ремонту указанного помещения необходимо возложить на администрацию Вурнарского района Чувашской Республики, поскольку данное помещение является собственностью муниципального образования "Вурнарский район Чувашской Республики".
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит такие выводы правильными.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г..N 583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. В соответствии с пунктом 1.7 Правил готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. В соответствии с пунктом 1.8 Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Правилами N 583 МЧС России предусмотрело, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
В силу вышеизложенных норм закона суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, ремонт помещения защитного сооружения гражданской обороны, находящегося по "адрес" является обязанностью администрации "адрес" Чувашской Республики.
Отвечая на аналогичный довод апелляционной жалобы об оспаривании наличия у объекта, находящегося по адресу: "адрес", д. Алгазино, "адрес" статуса защитного сооружения гражданской обороны суд второй инстанции сослался на нижеследующее.
В соответствии с пунктом 2.1. Правил Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Согласно пункту 2.3, 2.4. Правил сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, где им присваивается инвентарный номер. Пункт 2.5 Правил предусматривает исчерпывающий перечень оснований для снятия ЗС ГО с учета, а пункты 2.6 - 2.13 Правил регламентируют процедуру снятия объекта с учета в качестве ЗС ГО, делегирующую полномочия по принятию решения специально создаваемой комиссии.
В соответствии с выпиской из Реестра защитных сооружений на территории Вурнарского района и выпиской из Реестра защитных сооружений на территории Вурнарского района, подвальное помещение, находящееся по "адрес" стоит на учете в качестве защитного сооружения гражданской обороны, инвентаризационная карточка защитного сооружения гражданской обороны от 17 апреля 2014 г. заведена, акт о снятии с учета ЗС ГО отсутствует.
Доводам кассационной жалобы о том, что помещение не должно находиться на балансе Вурнарского района, поскольку объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, судом первой инстанции дана оценка со ссылкой на пункт 2 раздела III приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N3020-1, где приведены только объекты оборонного производства, тогда как помещение по настоящему делу к таковым не относится.
Выводы в судебных постановлениях мотивированы и кассационной жалобой по существу не опровергнуты, так как нарушений норм материального или процессуального права из материалов дела по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, суд кассационной инстанции не наделён.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления в кассационном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и апелляционного определения, по существу направлены на иное толкование норм материального права, иную оценку выводов суда, что не может служить основанием к отмене постановленного судом решения.
С учётом изложенного, судебная коллегия не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 06 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Вурнарского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Р. Шайдуллин
Судьи: Т.Т. Кизирбозунц
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.