Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Бросовой Н.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 г. по гражданскому делу N 2-2780/2021 по иску ФИО1 к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статус сироты подтверждается свидетельством о рождении истца, справками отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ N 131 от 07.02.2017 г, N 670 от 12.09.2019 г, постановлением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района РТ N 2289 от 16 октября 2013 года "Об устройстве несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Лаишевский детский дом", свидетельством о смерти матери ФИО2.
Согласно решению Министерства образования и науки Республики Татарстан от 19 февраля 2020 года N 74 она включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с 29.01.2020 г.
Считает, что ответчик не реализовал в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные на него нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечил надлежащей реализации прав и законных интересов истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения. Истец включена в список на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, и до настоящего времени жилого помещение истцу не предоставлено.
На основании изложенного, просила суд Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить ФИО1 специализированное жилое помещение в порядке, установленном законодательством в г. Казани в срок до 20 июня 2021 года.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 г, исковые требования удовлетворены.
Постановлено: "Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с Законом РТ от 12.01.2013г. N 8-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров РТ N 312 от 4.05.2013 г.".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, направить дело на новое рассмотрение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения, апелляционного определения в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот" и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3).
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159- ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статьи 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Татарстан от 12.01.2013 N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", принятого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и определяющего порядок предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети- сироты, ребенок-сирота), жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 3 Закона Республики Татарстан от 12.01.2013 N 8-ЗРТ определяет порядок предоставления лицам, подлежащим обеспечению, жилых помещений специализированного жилищного фонда. Предоставление жилых помещений детям- сиротам осуществляется на основании соответствующего решения Министерства по заявлению лиц, подлежащих обеспечению, о предоставлении жилого помещения в порядке, установленном законодательством.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением Министерства от 19 февраля 2020 г. N 74 включена в Список.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 обладает правом на внеочередное предоставление ей жилого помещения, однако до настоящего времени специализированное жилое помещение по договору найма истице не предоставлено.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы о том, что дело рассмотрено с нарушением требований процессуального законодательства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании норм права.
Доводы жалобы о том, что с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда истец в Министерство не обращался, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, отклоняя его, суд обоснованно указал, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в иске, так как имеются все предусмотренные законом основания для предоставления истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. По смыслу закона, жилые помещения предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В целом в жалобе изложена позиция ответчика, заявленная им при рассмотрении дела в суде первой инстанции, поддержанная в суде апелляционной инстанции. Всем доводам ответчика судами предыдущих инстанций дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 29 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан- без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.