Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 января 2022 г. по делу N 16-10/2022-
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажева Хасана Лабидовича на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 года, вынесенное в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажева Хасана Лабидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажева Х.Л. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, первый заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенков А.В. обжаловал его в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 года постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 августа 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, министр сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажев Х.Л. ставит вопрос об отмене решения судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 года, ссылаясь на его незаконность.
Первый заместитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенков А.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок представил возражения на жалобу, просил оставить без изменения решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 года.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения 25 июня 2021 года первым заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики Сысоенковым А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном названной нормой, в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажева Х.Л. послужили выводы о том, что он не исполнил в установленный срок требования представления об устранении нарушений законодательства N 7-9-2020/405 от 24 декабря 2020 года.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей городского суда.
Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу, что выполнение изложенных в представлении требований в полномочия Сижажева Х.Л. не входило; ответ, данный на представление, является полным и исчерпывающим; несогласие прокурора с данным на представление ответом не свидетельствует о наличии в действиях Сижажева Х.Л. состава административного правонарушения.
Вместе с тем при рассмотрении протеста первого заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики пришёл к выводу о том, что решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 года не соответствует требованиям статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменил названное решение судьи городского суда и направил дело в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики на новое рассмотрение.
Вместе с тем обжалуемый судебный акт законным признать нельзя, выводы судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики противоречат нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкция статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу части 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.
Пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
В Перечень типовых должностей субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, включена должность члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно материалам дела Сижажев Х.Л. занимает должность министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Должность министра Кабардино-Балкарской Республики включена в Реестр государственных должностей Кабардино-Балкарской Республики (Приложение 1 к Закону Кабардино-Балкарской Республики "О Реестре государственных должностей Кабардино-Балкарской Республики и Реестре должностей государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики", принятому Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 15 февраля 2007 года).
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.
Содержание части 2 статьи 1 Федерального закона N 58-ФЗ во взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона указывает на то, что федеральный законодатель, определяя объемы и границы государственной службы, принципы построения и функционирования системы государственной службы, общие условия государственной службы, в том числе поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение, исключил деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, из сферы действия законодательства о государственной службе в Российской Федерации.
Должность министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики является государственной должностью субъекта Российской Федерации и не относится к должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, подпадающим под критерии части 3 статьи 3.11 и части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, условия, предусмотренные частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для рассмотрения дела в отношении Сижажева Х.Л. судьей городского суда отсутствовали, и дело подлежало рассмотрению мировым судьей.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено судьей городского суда с нарушением правил подсудности рассмотрения дела и не может быть признано законным и обоснованным
Указанные обстоятельства правовой оценки судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажева Х.Л, не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 4 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 года, вынесенное в отношении министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Сижажева Хасана Лабидовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в отношении Сижажева Хасана Лабидовича на новое рассмотрение в мировому судье судебного участка N 4 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
судья городского суда Чинаева Е.А.
судья Верховного Суда КБР Бабугоева Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.