Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника акционерного общества "Терский племенной конный завод N 169" Грезева С.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 6 г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 08 апреля 2021 года, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Терский племенной конный завод N 169" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 08 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2021 года, акционерное общество "Терский племенной конный завод N 169" (далее - АО "Терский племенной конный завод N 169", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "Терский племенной конный завод N 169" Грезев С.В. просит отменить вышеуказанные судебные акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Заявленное в жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования разрешению не подлежит, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрен срок для подачи жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
На основании части 1 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся ими (землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), обязаны в силу требований Земельного кодекса Российской Федерации проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранять достигнутый уровень мелиорации; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе принимать меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (подпункт 3 пункта 2 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса).
Режим особой охраны территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" установлен разделом III Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Бештаугорский", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года N 249-п (далее - Положение о государственном природном заказнике), из подпунктов 17 и 20 пункта 11 которого следует, что на территории заказника запрещается, в частности, выжигание травостоя (за исключением случаев, связанных с осуществлением мер противопожарного обустройства лесов, расположенных в границе заказника); деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности территории заказника или причиняющая вред охраняемым объектам животного и растительного мира и среде их обитания, если осуществление данной деятельности не предусмотрено настоящим Положением.
Государственный природный заказник краевого значения "Бештаугорский" расположен на территории муниципального образования Минераловодского городского округа Ставропольского края муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, муниципального образования Новоблагодарненского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, муниципального образования Пригородного сельсовета Предгорного района Ставропольского края, муниципального образования Этокского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, муниципального образования города-курорта Железноводска Ставропольского края, муниципального образования города Лермонтова Ставропольского края, муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края в границе, утверждаемой Правительством Ставропольского края (далее соответственно - заказник, граница заказника).
Территория заказника включает в себя земли лесного фонда в лесных кварталах с 5 по 16 (Железноводское) Бештаугорского участкового лесничества, с 17 по 19 (Железноводское) Железноводского участкового лесничества, с 1 по 9 (Пятигорское) Бештаугорского участкового лесничества, с 7 по 18, с 20 по 28, 39, 40 (Бештаугорское) Минераловодского участкового лесничества Бештаугорского лесничества.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила).
Согласно пункту 72(3) Правил, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения АО "Терский племенной конный завод N 169" к административной ответственности на основании статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о допущенном обществом, на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 26:23:000000:2293, расположенном в границах территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский", 08 октября 2020 года в 16 часов 15 минут в 400 метрах на юг от д. 35 по ул. Ключевая х. Красный Пахарь Минераловодского городского округа, возгорании сухой растительности (координаты 44? 11" 43"" с.ш. 43? 05" 26"" в.д. и 44.195183, 43.089455), уничтожении естественной растительности на площади порядка 10 га, в нарушение режима использования земель в границах заказника, а именно подпунктов 17 и 20 пункта 11 Положения о государственном природном заказнике.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 15 января 2021 года (л.д. 6-8); служебной запиской от 09 октября 2020 года (л.д. 10); фотоснимками л.д. 11-12, 14-20); актом осмотра территории государственного природного заказника краевого значения "Бештаугорский" от 21 октября 2020 года (л.д. 13); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 23-25); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27 октября 2020 года (л.д. 26-28); письмом государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения от 27 октября 2020 года (л.д. 29) и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательством требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обжалуя указанные судебные акты в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем указанные доводы общества направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами относительно нарушения обществом Положения.
При рассмотрении настоящего дела не следует, что должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
То обстоятельство, что возгорание на территории заказника лесных участков не произошло, не свидетельствует о возможности игнорирования противопожарных правил при использовании земель в границах заказника.
Ставить под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется.
Все доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.39 названного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 08 апреля 2021 года, решение судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 23 июня 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Терский племенной конный завод N 169" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества "Терский племенной конный завод N 169" Грезева С.В. - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Мурзакова
Справка:
мировой судья Кочарян Т.Ж.
судья городского суда Колесников Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.