Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К.
Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2021 г.
по административному делу по административному иску Юсупова М.Ю. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Юсупов М.Ю. обратился в суд с административным иском о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы" в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175".
В обоснование требований указано, что Юсупов М.Ю. является собственником "адрес" многоквартирном доме по адресу: "адрес", который включен в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2020 годы. Однако оспариваемыми пунктами мероприятия программы в отношении данного многоквартирного дома были изменены, неправомерное увеличение сроков выполнения работ по капитальному ремонту произведено с нарушением положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2021 г, требования Юсупова М.Ю. удовлетворены, признана недействующей со дня принятия строка 2233 подраздела "город Махачкала" Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Региональной программы, Приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 года N 175, в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 года N 219, в части:
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 годов;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работ по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2035-2037 годы;
- переноса работ по ремонту крыши, в том числе, переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2032- 2034 годы;
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2023-2025 годы на плановый период 2035-2037 годы;
- исключения работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (1) из планового периода 2032-2034 годы;
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работ по ремонту крыши, в том числе, переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 годы. На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта; опубликовать сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Дагестанская правда"
В кассационной жалобе Правительства Республики Дагестан, поданной 9 декабря 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20 декабря 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Юсупов М.Ю. является собственником "адрес" многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г. Махачкала от 11 апреля 2016 г. N 313 осуществлено переименование части "адрес" в "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 "Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы" утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее - Перечень).
Согласно Программы многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в Перечень (позиция 2748) с установлением сроков и видов ремонтных работ:
в плановый период 2017-2019 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4), крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8), подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), утепление и ремонт фасада (10);
в плановый период 2023-2025 гг. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5);
в плановый период 2032-2034 гг. - работ по ремонту фундамента многоквартирного дома (11);
в плановый период 2038-2040 гг. - работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8).
Оспариваемым нормативным правовым актом в редакции вышепоименованных постановлений в региональную программу внесены изменения, согласно которым в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, сокращены объемы ремонтных работ и перенесены их сроки применительно к спорному многоквартирному дому, а именно:
- исключены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода 2017-2019 годов;
- перенесены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (3), работы по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работы по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4), работы по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9), работы по утеплению и ремонту фасада (10) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2035-2037 годы;
- перенесены работы по ремонту крыши, в том числе, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода 2017-2019 годы на плановый период 2032-2034 годы;
- перенесены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения (5) из планового периода 2023-2025 годы на плановый период 2035-2037 годы;
- исключены работы по ремонту фундамента многоквартирного дома (1) из планового периода 2032-2034 годы;
- исключены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2), работы по ремонту крыши, в том числе, переустройства невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю (8) из планового периода 2038-2040 годы.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции проанализировал содержание приведенных нормативных актов, пришел к выводу о том, что сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
С таким выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что оспариваемый административным истцом нормативный акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие, официально опубликован, однако признал оспариваемые положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. N 219) принятыми с нарушением предусмотренных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации условий для сокращения объема и увеличения сроков проведения работ по капитальному ремонту, что повлекло оставление судебного акта без изменения.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций, а оспариваемый по делу судебный акт - соответствующим нормам материального и процессуального права, поскольку, проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, суды правильно применили положения Жилищного Кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений пункта 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, то предусмотрено частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Дагестан регулируются Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", пункт 2 статьи 2.2 которого предусматривают, что утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Реализуя свои полномочия, Правительство Республики Дагестан постановлением от 18 апреля 2014 г. N 175 утвердило Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы вместе с Перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений.
Из смысла положений частей 6 - 10 статьи 11 названного Закона Республики Дагестан следует, что процедура формирования региональной программы капитального ремонта начинается с ежегодного предоставления лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в органы местного самоуправления информации о многоквартирных домах. После получения и обобщения поступившей информации орган местного самоуправления направляет ее в орган государственного жилищного надзора Республики Дагестан, который подготавливает предложения, необходимые для разработки проекта региональной программы капитального ремонта, и направляет их в уполномоченный орган; уполномоченный орган на основании поступивших предложений подготавливает проект региональной программы капитального ремонта и направляет его на утверждение в правительство Республики Дагестан, которое утверждает региональную программу капитального ремонта.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с принятием оспариваемого постановления увеличен срок проведения таких работ. Давая правовую оценку доводам административного истца о нарушении предусмотренных законом условий для принятия оспариваемого, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый нормативный акт принят с нарушением порядка, предусмотренного положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Исходя из анализа вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства, суды, установив, что собственники многоквартирного дома не принимали решения о переносе срока проведения работ по капитальному ремонту, а также учитывая сведения о проценте износа основных конструктивных элементов дома, отсутствие фактических оснований для переноса срока ремонта общего имущества дома, пришли к правильному выводу о том нормативный правовой акт в оспариваемой части принят с нарушением установленных федеральным законом правил, нарушает права административного истца на проведение ранее запланированных Региональной программой ремонтных работ.
При этом судами обоснованно отклонены доводы Правительства Республики Дагестан, в том числе, о наличии предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств (допускающих изменение региональных программ, обусловленных изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений), поскольку административным ответчиком доказательств наличия таких оснований, а также их причинно-следственную связь, для изменения сроков запланированных региональной программой ремонтных работ судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно отклонены, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании законодательства, применимого к спорным правоотношениям. Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 февраля 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.