Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю
на решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23.04.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.09.2021
по административному делу по административному иску Келлер Т. Е, Лифенцевой О. И, Садуева Н. К, Садуевой К. Д, Корнюшиной А. Д, Хуторновой В. В, Хуторного А. Н, Асварова Г. А, Асварова В. Г, Егоровой Л. А, Шишкиной Л. Н, Завалюшина В. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя административного ответчика Миргородской И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения представителя Келлер Т.Е. Кононова А.С, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Келлер Т.Е, Лифенцева О.И, Садуев Н.К, Садуева К.Д, Корнюшина А.Д, Хуторнова В.В, Хуторной А.Н, Асваров Г.А, Асваров В.Г, Егорова Л.А, Шишкина Л.Н, Завалюшин В.В. обратились в Георгиевский городской суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра по СК) о признании приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права незаконным.
В обоснование заявленных требований указали, что 16.02.2021 в отделение Управления Росреестра по СК административными истцами было предоставлено заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N по итогам кадастровых работ по формированию земельного участка площадью 979 999 кв.м, выделяемого из земельного участка с кадастровым номером N
Уведомлением Управления Росреестра по СК от 20.02.2021 государственный кадастровый учет регистрации права собственности названного земельного участка приостановлен. Основанием для приостановления регистрации послужило отсутствие в представленных документах согласия арендатора земельного участка с кадастровым номером N ООО "СХП Простор" на формирование нового земельного участка.
Полагали, что действия органа государственной власти Управления Росреестра по СК не соответствуют действующему законодательству и нарушают права административных истцов при реализации положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23.04.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.09.2021, административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N от 20.02.2021 по итогам кадастровых работ по формированию земельного участка площадью N кв.м, выделяемого из земельного участка с кадастровым номером N, согласно проекту межевания от 16.09.2020.
Отменено приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером N от 20.02.2021 по итогам кадастровых работ по формированию земельного участка площадью 979 999 кв.м, выделяемого из земельного участка с кадастровым номером N согласно проекту межевания от 16.09.2020.
Не согласившись с постановленными судебными актами Управление Росреестра по СК обжаловало их в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы о незаконности вынесенных судебных актов, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, просят о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28.12.2021.
В поданных возражениях административные истцы с доводами кассационной жалобы не согласились, полагали принятые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По настоящему делу предметом спора является приостановление государственного кадастрового учета. Указанные правоотношения регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьей 26 которого предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Как следует из материалов дела Келлер Т.Е, Лифенцева О.И, Садуев Н.К, Садуева К.Д, Корнюшина А.Д, Хуторнова В.В, Хуторной А.Н, Асваров Г.А, Асваров В.Г, Егорова Л.А, Шишкина Л.Н, Завалюшин В.В. являются собственниками земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир "адрес" (участок находится примерно в 6, 2 кв.м от ориентира по направлению на юго-восток), в размере 1000/266167.
ООО "СХП Простор" является арендатором указанного земельного участка и использует его на основании договора аренды со множественностью лиц на стороне арендодателей.
Административные истцы, реализуя право на выдел земельного участка в счет принадлежащих им долей в праве на земельный участок, обратились к кадастровому инженеру Кулаковой А.И. с целью выполнения проекта межевания и формирования межевого плана выделяемого земельного участка, после выполнения которого 16.02.2021 обратились в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый путем выдела из земельного участка с кадастровым номером N.
Основанием выдела явилось несогласие административных истцов с новыми условиями договора аренды земельного участка, что отражено в протоколе общего собрания собственников земельных долей, в том числе земельного участка N от 23.12.2017, предоставленного в дальнейшем регистрирующему органу при обращении.
Оспариваемым уведомлением от 20.02.2021 N КУВД-001/2021-5607687 Управление Росреестра по СК по основаниям, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приостановило до 20.05.2021 государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N в виду отсутствия согласия арендодателя ООО "СХП Простор" на образование земельного участка.
На основании пунктов 1 - 4, 6 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.
Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно положениям части 5 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.
При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
По настоящему делу такие условия были соблюдены, при этом возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка от правообладателей кадастровому инженеру, подготовившему проект межевания земельного участка по настоящему делу, а также в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участок, от участков долевой собственности не поступало.
На основании изложенного принятое административным ответчиком решение о приостановлении государственной регистрации ввиду отсутствия согласия арендатора на выдел земельного участка является ошибочным, такие выводы сделаны без учета представленных на регистрацию документов и основаны на неправильном толковании приведенных выше норм действующего законодательства. У государственного регистратора на момент принятия 20.02.2021 оспариваемого решения о приостановлении государственной регистрации по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на спорный земельный участок отсутствовали правовые основания для принятия такого решения, поскольку согласие арендатора не требовалось (часть 5 статьи 14 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
О чем к правильному выводу пришли суды первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса).
Указанный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
По настоящему делу судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, по итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из предмета спора, основания для привлечения к участию в деле арендатора земельного участка отсутствовали, поскольку он не только не является участником спорных правоотношений административных истцов с регистрирующим органом, но и в целом, его согласие на выдел по настоящему делу не требуется.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").
Такие принципы судами соблюдены, оснований для отмены судебных постановлений не имеется, приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения суда второй инстанции, связаны с несогласием стороны с выводами судов, направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 23.04.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 07.09.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16.02.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.