Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного Суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Климовой В.В, Нурмухаметовой Р.Р, с участием прокурора Карасева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева Магомеда Гасанул-Басриевича к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок, признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Дагестан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, объяснения представителя Кадирбековой Э.А, действующей на основании доверенности N 14/Ю-53/21 от 30 сентября 2021 года, поддержавшей кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Алиев М.Г-Б. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о признании срочного трудового договора заключенным на неопределённый срок, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Обращаясь в суд, Алиев М.Г-Б. указал, что приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан он был назначен исполняющим обязанности главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Поликлиника N 7" с 15 марта 2021 года до проведения конкурса на право замещения вакантной должности главного врача ГБУ РД "Поликлиника N 7". На конкурсе, проведенного 11 марта 2020 года, истец был признан победителем. Приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан N 162 - К/Т от 12 марта 2020 Алиев М.Г-Б. был назначен на должность главного врача ГБУ РД "Поликлиника N 7". 9 марта 2021 года истец был уведомлен о расторжении срочного трудового договора, заключенного 12 марта 2020 года, и предстоящем увольнении в связи с истечением срока трудового договора. Приказом ГБУ РД "Поликлиника N 7" истец был уволен с должности "главный врач" по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора. Истец Алиев М.Г-Б. считает увольнение незаконным, поскольку согласно приказу о приеме на работу истец был принят на работу на неопределенный срок; копия трудового договора от 12 марта 2020 года о приеме истца на работу сроком на один год вручена не была. Пункт в трудовом договоре, в котором отражено условие о срочном характере трудовых отношений, при его подписании отсутствовал. В нарушение правил части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ, в договоре не отражены обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом (то есть не указаны обязательные для включения в трудовой договор условия).
Решением Кировского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 10 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований Алиева М.Г-Б. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение:
- исковые требования Алиева Магомеда Гасанул-Басриевича к Министерству здравоохранения Республики Дагестан удовлетворить;
- признать трудовой договор от 12 марта 2020 года между Алиевым М.Г-Б. и Министерством здравоохранения Республики Дагестан, заключенным на неопределенный срок;
- признать незаконным приказ N 124-К/У от 12 марта 2021 года об увольнении Алиева М.Г-Б. с должности главного врача в Государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан "Поликлиника N 7".
- восстановить Алиева М.Г-Б. на работе в Государственном бюджетном учреждении Республики Дагестан "Поликлиника N 7" в должности главного врача.
- взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Поликлиника N" в пользу Алиева М.Г-Б. средний заработок за время вынужденного прогула с 12 марта 2020 года по 24 сентября 2021 года включительно.
В кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Дагестан ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2021 года, как незаконного.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела судебными инстанциями не допущено.
Как усматривается из материалов дела, по приказу Министерства здравоохранения Республики Дагестан N 162-КТ от 12 марта 2020 года по результатам работы комиссии по проведению конкурса и методике проведения комиссии на право замещения вакантной должности руководителя государственного учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Алиев М.Г-Б. был принят на должность главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан "Поликлиника N 7".
Приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 12 марта 2021 года Алиев М.Г-Б. был уволен с указанной должности по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока трудового договора.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Алиевым М.Г-Б. исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности увольнения в соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации с соблюдением процедуры увольнения, поскольку с истцом был заключен срочный трудовой договор и он не мог не знать о срочности действия трудового договора. При этом выводы суда первой инстанции обоснованы тем, что содержание приказа о приеме истца на должность руководителя бюджетного учреждения не противоречит содержанию заключённого между сторонами трудового договора, поскольку приказ был издан в соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации и приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 10 августа 2018 года N 336-К/НПА "Об утверждении Порядка работы комиссии по проведению конкурса на право замещения вакантной должности руководителя государственного учреждения, подведомственного Минздраву Республики Дагестан и методики проведения конкурса на право замещения вакантной должности руководителя государственного учреждения, подведомственного Минздраву Республики Дагестан", на основании протокола комиссии по проведению конкурса на право замещения вакантной должности руководителя государственного учреждения, подведомственного Минздраву Республики Дагестан, от 11 марта 2020 года N 14.
С указанными выводами и их правовым обоснованием суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные Алиевым М.Г-Б. требования, судебная коллегия установилафакт наличия срочного трудового договора, но также и неполучения истцом его копии; также обстоятельства, что истец не был ознакомлен с условиями трудового договора на момент подачи заявки на участие в конкурсе на замещение вакантной должности главного врача ГБУ РД "Поликлиника N 7", закрепленными в пункте 6.4 методики проведения конкурса на право замещения вакантной должности руководителя учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения Республики Дагестан от 10 августа 2018 года N 336-К/НПА; согласно Уставу ГБУ РД "Поликлиника N 7" срок полномочий руководителя установлен до 5 лет; в Порядке работы комиссии по проведению конкурса на право замещения вакантной должности руководителя государственного учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения Республики Дагестан, от 10 августа 2018 года лицо, признанное победителем конкурса, в месячный срок со дня определения победителя конкурса, назначается руководителем учреждения приказом Министерства (не предусмотрена срочность трудовых отношений); в протоколе комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности руководителя государственного учреждения, подведомственного Министерству здравоохранения Республики Дагестан, от 11 марта 2020 года N 14 также отсутствует указание на срочность трудового договора; согласно приказу о приеме на работу и записи в трудовой книжке истец был принят на работу на неопределенный срок, и, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, со ссылкой на нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, пришла к выводу о незаконности увольнения истца и восстановлении на работе с удовлетворением вытекающих отсюда требований.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что истец был ознакомлен с условиями заключения трудового договора, о чем свидетельствует им подписанный срочный трудовой договор, истец в судебном заседании подтвердил факт ознакомления с условиями конкурса на право замещение вакантной должности выражают несогласие с выводами судебной коллегии.
Проверяя доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции отмечает, что они по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований, закрепленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений они не содержат.
Основании для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Камышова
Судьи В.В. Климова
Р.Р. Нурмухаметова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.