Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03 февраля 2022 г. по делу N 16-808/2022-
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Краулина К К на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Тулы от 9 июня 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 24 августа 2021 года, вынесенные в отношении Краулина К К по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Тулы от 9 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 24 августа 2021 года, Краулин К.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок восемь месяцев.
Определением судьи Центрального районного суда г. Тулы от 9 июня 2021 года Краулину К.К. отказано в удовлетворении ходатайства о направлении дела для рассмотрения дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Краулин К.К. просит отменить указанные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, которое влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста шестидесяти часов с наложением административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения на срок от шести месяцев до трех лет либо без такового.
Согласно части 1.3 статьи 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о физической культуре и спорте) права и обязанности зрителей при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются в соответствии с данным Федеральным законом правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Правительством Российской Федерации. Организаторы официальных спортивных соревнований и (или) собственники, пользователи объектов спорта наряду с правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований вправе устанавливать дополнительные требования к поведению зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, которые не могут противоречить требованиям данного Федерального закона и правилам поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.
Зрители, виновные в нарушении правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1.4 статьи 20 Закона о физической культуре и спорте).
Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (Правила поведения зрителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 1156.
В силу подпункта "м" пункта 5 указанных Правил зрителям в местах проведения официальных спортивных соревнований запрещается проносить в место проведения официального спортивного соревнования и использовать огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек, карманных зажигалок), включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов.
Как усматривается из материалов дела 3 мая 2021 года в 16 часов 30 минут на Центральном стадионе "Арсенал", расположенном по адресу: г.Тула, проспект Ленина, д.87/3, Краулин К.К. при проведении футбольного матча среди команд Российской футбольной Премьер-Лиги "Арсенал" (Тула) - "Спартак" (Москва), пронес в место официального спортивного соревнования пиротехническое изделие бытового назначения - дымовую шашку "Дымок S".
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 3 мая 2021 года; рапортом сотрудника полиции Ершова А.С. от 3 мая 2021 года; письменными объяснениями Краулина К.К. от 3 мая 2021 года, письменными объяснениями Девишева Е.М. и Нестерова Н.А. от 3 мая 2021 года и иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Краулина К.К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя нарушения вышеуказанных Правил поведения зрителей и объективной стороны состава вмененного административного правонарушения являются несостоятельными.
Согласно пункту 4.1 статьи 2 Закона о физической культуре и спорте место проведения официального спортивного соревнования - объект спорта, а также территории, специально подготовленные для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними.
Местом проведения официального спортивного соревнования является не только объект спорта, но и указанные территории.
Обязанности зрителей (болельщиков) прямо прописаны в Правилах поведения зрителей, к которым относятся, в том числе, обязанности, связанные с проходом и проездом на спортивное сооружение.
В соответствии с пунктом 5 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 353, места проведения соревнований должны иметь соответствующую инфраструктуру и техническое оснащение, необходимые для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований.
Требования к техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Инфраструктура мест проведения соревнований включает в себя также зоны для возможности осмотра входящих граждан и въезжающего транспорта с применением технических средств, требования к которым утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 6).
Указанные зоны, в силу пункта 9 Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, утвержденных Приказом МВД России от 17 ноября 2015 года N 1092, предназначены, в том числе, для обнаружения предметов, запрещенных для проноса при проходе граждан.
Таким образом, доводы заявителя жалобы в указанной части основаны на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что судьей районного суда было отказано в удовлетворении заявленного Краулиным К.К. ходатайства о направлении дела на рассмотрение по месту жительства, не повлекло нарушение его права на защиту и не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Как следует из материалов дела, 9 июня 2021 года Краулиным К.К. заявлено ходатайство о направлении дела для рассмотрения по его месту жительства.
Определением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 9 июня 2021 года в удовлетворении указанного ходатайства отказано.
Ходатайство рассмотрено судьей с соблюдением требований, предусмотренных статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По смыслу указанной нормы судья вправе как удовлетворить ходатайство, так и отказать в его удовлетворении.
Мотивы, приведенные судьей в определении от 9 июня 2021 года в обоснование своих выводов, сомнений не вызывают.
В числе изложенного необходимо учитывать, что, исходя из толкования части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотрена законодателем для обеспечения реализации его права на личное участие в рассмотрении дела в том случае, когда его явка к месту рассмотрения дела затруднена по причине удаленности места его жительства от места совершения административного правонарушения.
Краулин К.К. не был лишен возможности участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, в судебное заседание явился. Дело рассмотрено с его участием.
Принятое судьей решение об отказе в удовлетворении ходатайства заявителя о направлении дела на рассмотрение по месту жительства является обоснованным.
Действия Краулина К.К. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении Краулина К.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Краулину К.К. в пределах санкции части 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Центрального районного суда г. Тулы от 9 июня 2021 года, решение судьи Тульского областного суда от 24 августа 2021 года, вынесенные в отношении Краулина К К по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Краулина К К - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.