Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 2 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 23 июня 2021 года по административному делу по исковому заявлению Пашнина Максима Олеговича к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний" о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения Пашнина М.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пашнин М.О. обратился в суд с названным административным исковым заявлением о взыскании компенсации вреда, причиненного здоровью, в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленных требований указывал, что с 30 октября 2020 года отбывает наказание в виде лишения свободы в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области" (далее - ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области). Однако с момента прибытия в исправительную колонию и до момента обращения в суд ему не был сделан обязательный "данные изъяты", не выполнено лечение, назначенное "данные изъяты", не выполнено предписание "данные изъяты" на выдачу ему препаратов из группы "данные изъяты", не выдан жизненно важный препарат " "данные изъяты"" или его аналоги, препарат " "данные изъяты"", предписанные ему "данные изъяты". Не выполнены рекомендации "данные изъяты" о проведении дополнительных обследований.
Решением Ливенского районного суда Орловской области от 2 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 23 июня 2021 года, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Пашнина М.О. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 27 сентября 2021 года через суд первой инстанции, Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) просят отменить состоявшиеся судебные акты, В обоснование кассационной жалобы указывают, что ФСИН России не является надлежащим административным ответчиком. Кроме того, утверждают, что одним из оснований невозможности проведения процедур явилось отсутствие финансирования на ремонт "данные изъяты", при том, что вывоз осужденного в другие лечебные учреждения был невозможен из-за ограничительных мер. Отсутствие "данные изъяты" обследования в спорный период не повлекло негативных для Пашнина М.О. последствий, поскольку в дальнейшем отклонений в его здоровье не выявлено. Кроме того, указывают, что, вопреки мнению суда апелляционной инстанции, Пашнин М.О. о своих моральных и физических страданиях от отсутствия "данные изъяты" обследования не заявлял. Обращают внимание суда на то, что закупка лекарственных препаратов представляет собой длительную процедуру, в связи с чем, в день прибытия Пашнина М.О. лекарства ему не могли быть ему выданы. Полагают, что отсутствует вина административного ответчика в несвоевременной выдаче препаратов " "данные изъяты"", " "данные изъяты"", поскольку их назначение и прием истекли до прибытия административного ответчика в ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области. Учитывая, что администрация ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области выполнила все зависящие от нее действия для обеспечения надлежащих условий содержания Пашнина М.О. в части обеспечения его необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими процедурами, считает сумму компенсации завышенной.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Разрешая спор и удовлетворяя частично административный иск, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из доказанности факта нарушения условий содержания осужденного Пашнина М.О. в исправительном учреждении, выразившихся в несвоевременном оказании ему медицинской помощи по причине отсутствия в медицинской части назначенных медицинских препаратов и соответствующего медицинского оборудования. С учетом характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых нарушение допущено, его последствий суд взыскал в пользу Пашнина М.О. компенсацию в размере 5 000 рублей.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Одним из основных принципов охраны здоровья является принцип доступности и качества медицинской помощи (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Обязанность по обеспечению охраны здоровья осужденных возложена на учреждения, исполняющие наказания (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").
В силу статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Согласно с частями 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан, Федеральный закон N 323-ФЗ) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы или административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Положениями статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан определено, что под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; под лечением - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
На основании части 3 статьи 80 Закона об основах охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
"данные изъяты" ("данные изъяты" + "данные изъяты"), "данные изъяты" ("данные изъяты" + "данные изъяты") входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р.
Из приведенных нормативных положений законодательства следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий, среди прочих, относится обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации.
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц.
Материалами дела установлено, что с 30 октября 2020 года Пашнин М.О. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК- N УФСИН России по Орловской области.
Медицинскую помощь осужденным в ФКУ ИК- N оказывает федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний" (далее ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России).
Пашнин М.О. имеет заболевания: "данные изъяты" в стадии "данные изъяты", "данные изъяты".
Пашнину М.О. 17 июня 2020 года в месте предварительного заключения проведена "данные изъяты".
Затем 6 августа 2020 года Пашнин М.О. осмотрен "данные изъяты", рекомендовано продолжить "данные изъяты", также назначен прием препарата " "данные изъяты"" по N капсуле N раза в день N дней.
Согласно заключению "данные изъяты" от 19 августа 2020 гола Пашнину М.О. назначен препарат " "данные изъяты"": по N дозы N раза в день постоянно, также рекомендовано дополнительное обследование "данные изъяты" в случае "данные изъяты".
Административный истец 25 августа 2020 года осмотрен "данные изъяты", установлен диагноз " "данные изъяты"". Назначено лечение в виде " "данные изъяты"" при болях " "данные изъяты"", " "данные изъяты"".
На момент рассмотрения настоящего дела и вынесения решения "данные изъяты" или "данные изъяты" административному истцу не произведена при том, что последнее "данные изъяты" ему проводилось в июне 2020 года. Вместе с тем, согласно пункту 31 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285, в период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование ("данные изъяты"), осмотр "данные изъяты" или "данные изъяты", которые проводятся один раз в год, а также "данные изъяты" или "данные изъяты", которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления "данные изъяты".
Судами также установлено, что начальником филиала "Медицинская часть N" ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России направлялись запросы в ФКУЗ МСЧ- N ФСИН России о принятии мер по ремонту вышедшего из строя аппарата для проведения "данные изъяты" осужденных, о приобретении "данные изъяты" для проведения "данные изъяты" осужденных, медицинских препаратов. Однако "данные изъяты" или "данные изъяты" административному истцу не произведены.
Из материалов дела также следует, что 6 августа 2020 года административному истцу назначен препарат " "данные изъяты"", 19 августа 2020 года препарат " "данные изъяты"". Вместе с тем, только 25 декабря 2020 года Пашнину М.О. выданы " "данные изъяты"" (аналог " "данные изъяты"") и " "данные изъяты"", 18 февраля 2021 года - " "данные изъяты"". С 17 декабря 2020 года предоставлялся " "данные изъяты"".
Правильно применив положения закона, регулирующие спорные правоотношения, с учетом их толкования, данного Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", суды пришли к обоснованному выводу о несвоевременном оказании медицинской помощи Пашнину М.О. в части обеспечения административного истца лекарственными препаратами, проведение его медицинского обследования по причине отсутствия в медицинской части назначенных медицинских препаратов и соответствующего медицинского оборудования. Необеспеченность лекарственными препаратами, назначенными Пашнину М.О, свидетельствует о нарушении одного из принципов охраны здоровья - доступности и качества медицинской помощи, при ее оказании осужденному, несоблюдении его права на доступность медицинского обслуживания.
Поскольку условия, в которых реализуется право на охрану здоровья являются составляющей условий содержания лишенных свободы лиц (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"), постольку нарушение этого права осужденного Пашнина М.О. влечет присуждение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Суды также пришли к выводу, что размер взыскиваемой компенсации соответствует степени и тяжести перенесенных административным истцом физических и нравственных страданий с учетом незначительной продолжительности нарушений прав Пашнина М.О. и отвечает требованиям разумности и справедливости.
Судами учтено также то обстоятельство, что отсутствуют основания для удовлетворения требований, касающихся ограничения доступа административного истца на территорию медицинской части ввиду того, что таковые были связаны с необходимостью соблюдения режима на территории исправительного учреждения в отсутствии показаний к экстренной медицинской помощи; а также касающихся непроведения дополнительных исследований, рекомендованных "данные изъяты", поскольку проведение "данные изъяты" рекомендовано при "данные изъяты", о чем сведения отсутствуют. А также в связи с тем, что данные исследования относятся к рекомендованным, не носят экстренный характер, в то время как оказание специализированной медицинской помощи в плановом порядке было приостановлено приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года N 198н, и вывоз осужденных для оказания такой помощи был ограничен постановлениями главного государственного санитарного врача ФКУЗ МСЧ - N ФСИН России от 28 марта 2020 года N 6, от 19 октября 2020 года N 646.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов.
Несостоятелен, как основанный на ошибочном толковании норм материального права, довод жалобы о том, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, именно ФСИН России, как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящих судов, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам заявителя жалобы, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 2 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 4 февраля 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.