Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Любимая газета" на решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению автономной некоммерческой организации "Любимая газета" к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконными действий, отмене предупреждения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области Черноглазовой Л.Е, Медведевой О.М, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
автономная некоммерческая организация "Любимая Газета" (далее - АНО "Любимая Газета") обратилась в суд с административным иском, в котором просило признать действия Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области незаконными и отменить предупреждение от 29 мая 2020 года N 58/03-1836.
В обоснование заявленных требований указала, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в адрес административного истца вынесено предупреждение от 29 мая 2020 года N 58/03-1836 об устранении нарушений законодательства о некоммерческих организациях, поскольку на печати организации имеется изображение эмблемы, описание которой в Уставе АНО "Любимая газета" не содержится. Полагала данное предупреждение незаконным, поскольку имеющееся на печати изображение начальных букв названия организации не является эмблемой или символикой.
Решением Кузнецкого районного суда Пензенской области от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 13 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 13 ноября 2021 года почтой через Кузнецкий районный суд Пензенской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 25 ноября 2021 года, АНО "Любимая Газета" просит отменить судебные акты, ссылалась на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указало, что судами не дана оценка доводам административного истца о том, что изображение на печати организации не является эмблемой.
На кассационную жалобу поданы письменные возражения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области.
Представитель АНО "Любимая Газета" о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, об отложении дела ходатайств не представил. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя.
Основаниями для отмены ли изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (части 2, 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что АНО "Любимая Газета" создана в 2002 году и зарегистрирована в установленном законом порядке с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером N.
Исполнительный директор АНО "Любимая газета" ФИО6 в соответствии с частью 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" направила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области сообщение о продолжении деятельности, удостоверив его подписью, скрепленной печатью организации, которое поступило в Управление 13 апреля 2020 года.
Управлением установлено, что организация использует печать, на которой изображена символика - эмблема, состоящая из выполненных в стилизованном стиле первых букв наименования газеты, учредителем которой является АНО "Любимая газета". Описание данной символики в Уставе организации, зарегистрированном Управлением 20 октября 2016 года, отсутствует.
29 мая 2020 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области вынесло в адрес АНО "Любимая газета" предупреждение о недопустимости нарушения действующего федерального законодательства.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из наличия законных оснований для принятия государственным органом оспариваемого решения, которое принято административным ответчиком в пределах его полномочий, содержит законные основания для его вынесения со ссылкой на нормы права, в связи с допущенным административным истцом нарушением закона.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Согласно пункту 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами.
Согласно пункту 3, абзацу 1 пункта 5 Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункт "д" пункта 10 Положения, подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункт 84 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 456).
В связи с изложенными выше обстоятельства, нормами материального права, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций, что оспариваемое административным истцом предупреждение соответствуют требованиям законодательства. Использование административным истцом в своей деятельности символов "ЛГ" является незаконным, поскольку согласно уставу сокращенное наименование данной организации - АНО "Любимая газета", а описание иных символов, эмблем и т.п. в учредительных документах некоммерческой организации не содержится.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дали надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, правильно установили юридически значимые обстоятельства и приняли законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с оспариваемыми судебными постановлениями не опровергают приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций, не подтверждают существенных нарушений названными судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и влекущих отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кузнецкого районного суда Пензенской области от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Любимая газета" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.