Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степанова Н.А, Кобелевой В.П. на решение Щигровского районного суда Курской области от 4 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 13 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Степанова Н.А, Кобелевой В.П. к Управлению Федеральной службы государственной службы, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании решений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степанов Н.А, Кобелева В.П. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области) от 14 августа 2020 года NN КУВД-001/2020-10535583/1, КУВД-001/2020-10535583/3 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером N, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес"; возложить обязанность осуществить государственную регистрацию перехода права общей долевой собственности на 74852/81200 долю за Кобелевой В.П. и на 6348/81200 долю за Степановым Н.А. на основании заявлений от 4 августа 2020 года и представленных документов.
В обоснование заявленных требований указали, что 8 июля 2020 года между административными истцами заключен договор купли-продажи доли земельного участка, согласно которому Степанов Н.А. (продавец) передал в общую долевую собственность Кобелевой В.П. (покупатель) 74852/81200 доли земельного участка с кадастровым номером N за 200 000 рублей. При этом, за ФИО1 в собственности осталась часть земельного участка равная 6348/81200 доли. 4 августа 2020 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Курской области за государственной регистрацией прав, однако уведомлениями от 14 августа 2020 года государственная регистрация прав была приостановлена, в связи с непредставлением уведомления об отказе от преимущественного права покупки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению Степанова Н.А. и Кобелевой В.П. основания приостановления регистрации права противоречат требованиям действующего законодательства.
Решением Щигровского районного суда Курской области от 4 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 13 мая 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 ноября 2021 года почтой через Щигровский районный суд Курской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 30 ноября 2021 года, Степанов Н.А, Кобелева В.П. просят отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В доводах жалобы ссылаются на нарушения судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств по делу. Указали, что в нарушение требований частей 2, 3 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вводной части решения суд первой инстанции не указал комитет по управлению имуществом Курской области, в описательной части не указана его позиция по делу. При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции является неполным. Полагают, что обязанность уведомлять в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о продаже доли земельного участка, у Степанова Н.А. отсутствовала, поскольку предметом сделки купли-продажи являлся не весь земельный участок, а доля в нем.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что оспариваемые уведомления соответствуют требованием действующего законодательства и не нарушают права административных истцов. При заключении договора купли-продажи земельных долей продавец Степанов Н.А. уведомление о продажи доли, принадлежащего ему земельного участка, в комитет по управлению имуществом Курской области не направлял, в связи с чем процедура извещения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, соблюдена не была, а следовательно государственный регистратор пришел к правильному выводу о приостановлении регистрационных действий. Предметом сделки купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения может являться только земельный участок, имеющий характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи. Доля в общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, не имеющая признаков индивидуально определенной вещи, объектом гражданского оборота, не является.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
Как следует из материалов административного дела Степанову Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 81 200 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: "адрес".
Земельный участок с кадастровым номером N образован и зарегистрирован на основании проекта межевания земельных участков от 26 мая 2020 года в праве общей долевой собственности из земельного участка с кадастровым номером N, находящимся по адресу: "адрес". Образованный земельный участок является двухконтурным, состоящим из участков площадью 74852 кв.м и 6348 кв.м.
8 июля 2020 года между Степановым Н.А. (продавцом) и Кобелевой В.П. (покупателем) заключен договор купли-продажи доли земельного участка, согласно которому Степанов Н.А. передал в общую долевую собственность Кобелевой В.П. 74852/81200 долей земельного участка с кадастровым номером N
4 августа 2020 года административные истцы обратились в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права общей долевой собственности (Кобелевой В.П.), а Степанов Н.А. о регистрации перехода права на 74852/81200 долей земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства и регистрации за ним права общей долевой собственности на 6348/81200 доли в этом земельном участке.
Уведомлениями NN КУВД-001/2020-10535583/1 и КУВД-001/2020-10535583/3 от 14 августа 2020 года государственный регистратор приостановил регистрационные действия до 16 ноября 2020 года, в связи с отсутствием уведомления об отказе от преимущественного права покупки высшего исполнительного органа государственной власти Курской области и направлении запроса в комитет по управлению имуществом Курской области на отчуждаемый Степановым В.А. земельный участок.
27 августа 2020 года комитет по управлению имуществом Курской области сообщил о том, что уведомление от Степанова В.А. о намерении продать земельную долю не поступало, а продажа земельного участка путем заключения договоров купли-продажи земельных долей является нарушением статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершения сделки, являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании пунктов 5, 13 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также сделка, являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка, по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным настоящей статьей (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка. У административного ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемых решений о приостановлении государственной регистрации прав, поскольку заявителями не были представлены документы, подтверждающие уведомление субъекта Российской Федерации о продажи доли земельного участка.
Выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы с иным толкованием положений законодательства не подтверждают неправильного применения судебными инстанциями норм материального права, направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о неуказании судом первой инстанции в вводной части решения заинтересованное лицо - комитет по управлению имуществом Курской области, привлеченного к участию в деле, а в описательной части его позиции по делу, не влияет на существо правильно принятого решения и не свидетельствует о существенных нарушениях норм процессуального права.
Новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для отмены оспариваемых судебных актов не имеется.
При рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щигровского районного суда Курской области от 4 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 13 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанова Н.А, Кобелевой В.П. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.