Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 19 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Халтурина А.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Росвоенипотека" о признании незаконным исключение из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Халтурин А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным его исключение из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложить обязанность включить в Реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с регистрационным номером N от 8 мая 2018 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 22 ноября 2017 года между ФГКУ "Росвоенипотека" и Халтуриным А.В. был заключен договор целевого жилищного займа N, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Целевой жилищный заем предоставляется для приобретения в собственность Халтурина А.В. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", состоящего из трех комнат, общей площадью 40, 8 кв.м, этажностью 1, кадастровый N, на земельном участке общей площадью 1200 кв.м, кадастровый N, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка "для строительства индивидуального жилого дома" за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете административного ответчика, в размере 1 133 834 рублей. Ипотека зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 17 января 2018 года за N -жилой дом, N - земельный участок. 8 мая 2018 года административный истец исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих без права на использование накоплений. Полагал, что данными действиями нарушены его права военнослужащего на обеспечение жильем.
Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 19 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным исключение Халтурина А.В. из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В удовлетворении требований о возложении обязанности включить Халтурина А.В. в реестр, отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 ноября 2021 года через Шахунский районный суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 1 декабря 2021 года, ФГКУ "Росвоенипотека" просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм процессуального и материального права. Указало, что признание судом незаконным исключение Халтурина А.В. из реестра является основанием для аннулирования регистрирующим органом записи об исключении и он снова будет действующим участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и на его именном накопительном счете будут учитываться накопления. Полагает, что административный истец не доказал наличие общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, на дату исключения его списков личного состава войсковой части.
На кассационную жалобу Халтуриным А.В. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов административного дела следует, что Халтурин А.В, являясь военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации, 8 мая 2015 года включен в реестр участников накопительной-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (регистрационный номер N).
22 ноября 2017 года между ФГКУ "Росвоенипотека" и Халтуриным А.В. заключен договор целевого жилищного займа N, предоставляемого участнику накопительной-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Целевой жилищный заем предоставлен для приобретения в собственность Халтурина А.В. жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", состоящего из трех комнат, общей площадью 40, 8 кв.м, кадастровый N, на земельном участке общей площадью 1200 кв.м, кадастровый N, категория земельного участка - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - для строительства индивидуального жилого дома за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете в размере 1 133 834 рублей 34 копеек.
Право собственности на дом с земельным участком зарегистрировано за Халтуриным А.В. 17 января 2018 года.
8 мая 2018 года Халтурин А.В. уволен с военной службы по пункту 6 статьи 51 "досрочно по собственному желанию по решению аттестационной комиссии", на ДД.ММ.ГГГГ его календарная выслуга лет составляет 13 лет 8 месяцев 7 дней, льготная выслуга лет - 7 лет 9 месяцев 27 дней, общая выслуга - 21 год 6 месяцев 14 дней.
Согласно справке военного комиссариата Нижегородской области от 26 августа 2019 года старший сержант Халтурин А.В. проходил военную службу в армии: по призыву с 5 января 1996 года по 12 мая 1998 года, по контракту 23 ноября 1998 года по 25 ноября 2001 года, принимал участие на территории "данные изъяты" с 11 июня 2016 года по 24 октября 2016 года, в "данные изъяты" - с 23 ноября 1998 года по 25 ноября 2001 года, с 4 марта 2002 года по 5 ноября 2002 года, с 1 февраля 2006 года по 25 мая 2010 года, с 27 ноября 2013 года по 8 мая 2018 года. Количество полных лет выслуги на пенсию Халтурина А.В. составляет 21 год.
Халтурин А.В. исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих 8 мая 2018 года.
Удовлетворяя в части административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что за Халтуриным А.В. сохраняется право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, поскольку его общая продолжительность военной службы в льготном исчислении превышает двадцать лет, в связи с чем у уполномоченного органа не имелось предусмотренных законом оснований для исключения административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части, суд первой инстанции исходил из того, что оснований, предусмотренных пунктом 12 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для включения в реестр Халтурина А.В. не имеется.
В указанной части судебные акты не обжалуются.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы необходимые для ведения их именных накопительных счетов, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" порядок функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих включает в себя:
а) порядок ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
б) порядок предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование накопительно-ипотечной системы, информации об управляющих компаниях, о специализированном депозитарии, а также о состоянии именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
в) порядок формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих;
г) порядок и условия использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
д) порядок и сроки раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
е) порядок и условия предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов (включая типовой договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), а также погашения целевых жилищных займов;
ж) порядок оформления ипотеки в отношении участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
В силу пункта 15 Правил использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года N 655, именной накопительный счет закрывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления от федерального органа уведомления об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной систем. При наличии у участника накопительно-ипотечной системы или у членов его семьи права на использование накоплений для жилищного обеспечения перед закрытием именного накопительного счета производится расчет излишне начисленных накоплений для жилищного обеспечения. Излишне начисленные и учтенные на именном накопительном счете накопления для жилищного обеспечения подлежат разнесению в установленном порядке по именным накопительным счетам оставшихся участников одновременно с очередными накопительными взносами, поступившими из федерального бюджета. Задолженность перед федеральным бюджетом на сумму указанных излишне начисленных и учтенных на именном накопительном счете накоплений для жилищного обеспечения погашается в порядке, установленном пунктом 17 настоящих Правил.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ реестр участников - перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений об учтенных накопительных взносах, о доходе от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, об иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлениях, об операциях по использованию накоплений для жилищного обеспечения, о задолженности участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике (пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является увольнение его с военной службы.
Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более (пункт 1 статьи 10 указанного Закона Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ).
Согласно частям 10 и 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статье 3 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового; для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта; для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения. Срок военной службы исчисляется со дня начала военной службы, днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу. Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении. В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении (пунктом 7 статьи 3 Положения).
Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ введена новая форма жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемая за счет средств федерального бюджета.
Так, согласно статье 10 названного Федерального закона право на использование соответствующих денежных средств возникает у участников накопительно-ипотечной системы при наличии определенного срока продолжительности военной службы, кроме случаев увольнения военнослужащего по состоянию здоровья или исключения его из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, признанием в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим. Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является общая продолжительность военной службы, то есть установлен иной порядок подсчета общей продолжительности военной службы, чем это предусмотрено при определении права указанных лиц на получение пенсии за выслугу лет (пункт 1 указанной статьи).
С учетом обстоятельств административного дела, приведенных норм материального права, судебная коллегия кассационной инстанции находит правильными выводы судов нижестоящих инстанций об удовлетворении заявленных требований в части.
Решение суда принято в соответствии с частью 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в пределах заявленных Халтуриным А.В. требований, в связи с чем довод кассационной жалобы в указанной части подлежит отклонению.
Что касается изложенных в кассационной жалобе доводов, то они сводятся к предположениям о неясности судебного акта и возможности его неправильного исполнения в угоду административного ответчика, что не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных актов. В случае неясности решения суда или порядка его исполнения, автор кассационной жалобы вправе в соответствии со статьями 185, 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением о разъяснении решения суда либо исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу фактических обстоятельствах. Вместе с тем суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2, 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебных актов. В данном случае таких нарушений судами не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 19 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Росвоенипотека" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.