Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Арзамаса Нижегородской области на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Боруновой О.С, Бундаковой А.Н, Викуловой Е.А, Гагариной В.Н, Гудковой С.В, Земсковой Е.Б, Кашицыной Т.В, Королевой Л.М, Лунина А.В, Луниной О.В, Майорова А.Б, Метелевой Л.А, Мирошниченко А.Д, Мирошниченко И.А, Новиковой Г.Н, Пеговой Л.А, Пеговой Т.Н, Пиманова К.В, Рябова А.М, Шишкина В.С, Шишкиной М.А, Шишковой С.Н. к администрации города Арзамаса Нижегородской области, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом о признании действий и постановления незаконными.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, возражения на кассационную жалобу представителя Боруновой О.С. и Шишкиной М.А. - Шкуратовой Г.Р, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Майоров А.Б, Борунова О.С, Рябов А.М, Мирошниченко И.А, Лунина О.В, Мочалова П.И, Метелева Л.А, Земскова Е.Б, Пиманов К.В, Пегова Л.А, Пегова Т.Н, Бундакова А.Н, Гудкова С.В, Гагарина В.Н. Кашицына Т.В, Шишкова С.Н, Королева Л.М, Шишкина М.А, Шишкин В.С. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконными действия администрации города Арзамаса Нижегородской области по установлению срока расселения жильцов и сноса многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" до 2026 года; установить срок сноса и расселения жильцов жилого многоквартирного дома до 31 декабря 2021 года; понудить администрацию города Арзамаса Нижегородской области принять меры по расселению жильцов многоквартирного дома и обеспечить их безопасность.
В обоснование административных исковых требований указали, что 1 февраля 2017 года решением Арзамасского городского суда Нижегородской области удовлетворен административный иск собственников дома 50 по улице Станционная, города Арзамаса Нижегородской области к администрации города Арзамаса Нижегородской области, межведомственной комиссия по признанию помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания, признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкцию о признании заключения незаконным. По настоящее время администрацией никаких мер по переселению из аварийного дома или иных предложений собственникам не поступало, несмотря на то, что техническое состояние строительных конструкций многоквартирного дома оценивается как аварийное и не обеспечивает надежность в дальнейшей эксплуатации объекта. Согласно данным с сайта "Реформа ЖКХ" срок переселения и сноса спорного многоквартирного дома перенесен с 2020 года на 2026 год, что может привести к разрушению дома, причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц.
Просили признать незаконным пункт 2 постановления администрации города Арзамаса от 11 февраля 2020 года N о внесении изменений в постановление администрации города Арзамаса от 4 июля 2017 года N 920 "О дальнейшем использовании жилых помещений "адрес" и установлении сроков для сноса", в части установления срока сноса жилого многоквартирного дома по адресу: "адрес" до 2026 года.
Определениями Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2021 года производство по административному делу по административному иску Мочаловой П.И, по административному иску Майорова А.Б, Боруновой О.С, Рябова А.М, Мирошниченко И.А, Луниной О.В, Метелевой Л.А, Земсковой Е.Б, Пиманова К.В, Пеговой Л.А, Пеговой Т.Н, Бундаковой А.Н, Гудковой С.В, Гагариной В.Н. Кашицыной Т.В, Шишковой С.Н, Королевой Л.М, Шишкиной М.А, Шишкина В.С. к администрации города Арзамаса, межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, признании незаконными действий администрации города Арзамаса об установлении срока расселения жильцов и сноса жилого многоквартирного дома до 2026 года, установлении срока сноса и расселения жильцов жилого многоквартирного дома по вышеуказанному адресу до 31 декабря 2021 года; понуждению администрации города Арзамаса принять меры по расселению и обеспечению безопасности жильцов жилого многоквартирного дома прекращено в связи с отказом от требований в указанной части.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2021 года, с учетом определения Арзамасского городского суда Нижегородской области от 22 июня 2021 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 августа 2021 года, административный иск о признании действий и постановления в части незаконными, удовлетворен.
Признаны незаконными действия администрации города Арзамаса в части установления срока сноса спорного жилого многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, до 1 марта 2026 года; пункта 2 постановления администрации города Арзамаса от 11 февраля 2020 года "О внесении изменений в постановление администрации города Арзамаса от 4 июля 2017 года N "О дальнейшем использовании жилых помещений "адрес" и установлении сроков для сноса", в котором установленный срок до 31 января 2020 года заменен на 1 марта 2026 года. На администрацию города Арзамаса Нижегородской области возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о сроках сноса многоквартирного дома.
В кассационной жалобе, поданной 11 ноября 2021 года через Арзамасский городской суд Нижегородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 2 декабря 2021 года, администрация города Арзамаса Нижегородской области просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что действующее законодательство не предусматривает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания; спорный дом не предусмотрен адресным перечнем государственной региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы", так признан аварийным и подлежащим сносу только 9 июня 2019 года на основании заключения от 9 июня 2017 года. В техническом заключении по результатам обследования с оценкой технического состояния несущих конструкций здания многоквартирного жилого дома выводы не содержат наличие состояния жилых помещений, которые создают угрозу жизни и здоровью проживающих в данном многоквартирном доме.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции таких оснований к отмене судебных актов не находит.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что установленный административным ответчиком срок сноса собственниками жилых помещений дома - до 1 марта 2026 года, допускающий возможность дальнейшего проживания собственников в аварийных условиях на протяжении более восьми лет с даты принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, создает явную угрозу жизни и здоровью граждан. Действия администрации города Арзамаса по установлению срока сноса жилого многоквартирного дома по адресу: "адрес" до 1 марта 2026 года являются незаконными, а постановление от 11 февраля 2020 года N в оспариваемой части не основано на положениях действующего законодательства. Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что административные истцы являются собственниками квартир многоквартирного жилого "адрес".
По заключению межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, признанию жилого помещения непригодным для проживания и признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 9 июня 2017 года N выявлены основания для признания спорного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Арзамаса от 4 июля 2017 года N "О дальнейшем использовании жилых помещений "адрес" и установлении сроков для сноса" многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31 января 2020 года.
Поскольку указанный многоквартирный дом был признан аварийным после 1 января 2017 года он не был включен в региональную адресную программу переселения граждан на территории Нижегородской области в рамках реализации Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Постановлением администрации города Арзамаса от 11 февраля 2020 года N в постановление администрации от 4 июля 2017 года N внесены изменения, в частности, в пункте 2 срок сноса дома перенесен на 1 марта 2026 года.
Согласно техническому заключению по результатам обследования с оценкой технического состояния несущих конструкций здания многоквартирного жилого "адрес", выполненного "данные изъяты" здание характеризуется наличием значительных дефектов и повреждений строительных конструкций, приведших к нарушению работоспособности объекта в целом, нарушением санитарно-бытовых условий в жилых помещениях дома, нормальная эксплуатация и нормативный срок эксплуатации здания не обеспечены. Также дана оценка техническому состоянию строительных конструкций здания жилого дома, а именно: фундамент, перекрытия, внутренние и наружные стены - аварийное, кровля, лестничные клетки и входные группы - ограниченно-работоспособное.
В целом техническое состояние строительных конструкций здания многоквартирного жилого дома оценивается как аварийное. Техническое состояние строительных конструкций здания многоквартирного дома не обеспечивает необходимую надежность работы и дальнейшую нормальную эксплуатацию всего объекта, т.е. существует опасность для пребывания людей.
Аналогичное состояние дома отражено в заключении специалиста "данные изъяты"" от 7 мая 2021 года N 59СТЭ-21.
Фактическое техническое состояние фундаментов и несущих стен классифицируется как аварийное, характеризующееся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно абзацу 2 пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
При таком положении суд первой инстанции правомерно удовлетворил административные исковые требования.
Обстоятельства дела судами установлены, и нормы материального права применены правильно, доказательства оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и несогласие с выводами судебных инстанций, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 25 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Арзамаса Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.