Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чеботарева Сергея Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 5 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чеботарева Сергея Николаевича к Выгоничской поселковой администрации о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чеботарев С.Н. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Выгоничской поселковой администрации от 14 декабря 2020 года N "Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения"; признать незаконным и отменить постановление Выгоничской поселковой администрации от 16 ноября 2020 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления многодетным семьям в п.Выгоничи"; снять с кадастрового учета земельный участок площадью 1 340 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; обязать Выгоничскую поселковую администрацию повторно рассмотреть его заявление от 3 декабря 2020 года о перераспределении земельного участка в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявленных требований указал, 3 декабря 2020 года он обратился в Выгоничскую поселковую администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N путем перераспределения, в чем ему административным ответчиком было отказано в связи с тем, что имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок, а также в связи с тем, что ранее утверждена схема расположения земельного участка, граничащего с принадлежащим ему земельным участком.
Решением Выгоничского районного суда Брянской области от 8 июля 2021 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского Брянского областного суда от 5 октября 2021 года решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной 22 ноября 2021 года через суд первой инстанции, Чеботарев С.Н. просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что выводы суда апелляционной инстанции от том, что схема расположения земельного участка с кадастровым номером N была изготовлена 16 ноября 2020 года, то есть ранее подачи Чеботаревым С.Н. заявления, не соответствует нормам закона, поскольку считается изготовленной с момента изготовления и подписания ее в электронном виде 15 декабря 2020 года, что подтверждается электронной подписью с датой и временем ее создания, а также пояснениями кадастрового инженера. Кроме того, в Управление Росреестра по Брянской области она была направлена 15 декабря 2020 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо, являющееся собственниками таких земельных участков, обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (пункты 1, 8 статьи 39.29 указанного Кодекса).
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного Кодекса, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
В силу подпункта 2 пункта 16 статьи 11.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, Чеботареву С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 600 кв. м с разрешенным видом использования "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Административный истец 3 декабря 2020 года обратился в Выгоничскую поселковую администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N.
Постановлением Выгоничской поселковой администрации от 14 декабря 2020 года N Чеботареву С.Н. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка, образованного путем перераспределения, со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, а также учитывая, что уже утверждена схема расположения земельного участка, граничащая с принадлежащим заявителю земельным участком.
Постановлением Выгоничской поселковой администрации от 16 ноября 2020 года N утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 340 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", с разрешенным использованием "под индивидуальные жилые дома (коттеджи), блокированные жилые дома с приусадебными участками". Указанная схема утверждена с целью предоставления земельных участков для многодетных семей.
Как следует из информации кадастрового инженера ФИО от 22 июня 2021 года, схема расположения земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 340 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в форме электронного документа изготовлена 15 декабря 2020 года и в этот же день подписана электронной подписью Выгоничской поселковой администрации.
Указанный земельный участок 21 декабря 2020 года был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый N.
Из схемы расположения земельного участка, представленной административным истцом с заявлением, следует, что границы указанного земельного участка частично накладываются на земельный участок с кадастровым номером N.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, районный суд исходил из того, что указанные в постановлении Выгоничской поселковой администрации от 14 декабря 2020 года N основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного у административного ответчика отсутствовали. В связи с чем, суд возложил на администрацию обязанность повторно рассмотреть заявление Чеботарева С.Н. о перераспределении земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции, областной суд пришел к выводу о том, что оспариваемый заявителем отказ в перераспределении земельного участка является законным и обоснованным, не противоречит действующему законодательству, вынесен в установленный законом срок, на основании действующих нормативных правовых актов, уполномоченным лицом.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Основаниями для вынесения оспариваемого постановления Выгоничской поселковой администрации от 14 декабря 2020 года N явилось пересечение границ испрашиваемого участка с земельным участком с кадастровым номером N, а также предусмотренные подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основания, в частности возможность образование самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Выгоничского поселкового Совета народных депутатов от 7 мая 2014 года N 1-224 утверждены Правила землепользования и застройки Выгоничского городского поселения.
Как следует из материалов дела, в составленной административным истцом в целях предварительного согласования предоставления земельного участка схеме допущено пересечение границ испрашиваемого участка с земельным участком, формируемым на основании постановления от 16 ноября 2020 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления многодетным семьям в п. Выгоничи".
Поскольку схема расположения земельного участка площадью 1 340 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", утверждена постановлением Выгоничской поселковой администрации от 16 ноября 2020 года N ранее, чем Чеботарев С.Н. обратился в администрацию с заявлением, отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка путем его перераспределения по указанному основанию является обоснованным.
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка может служить несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
В части 14 данной статьи установлено, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Исходя из изложенного, утвержденная постановлением Выгоничской поселковой администрации от 16 ноября 2020 года N схема расположения земельного участка площадью 1 340 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" 9, не противоречит документам градостроительного зонирования и отвечает требованиям пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Выгоничская поселковая администрация подготовила решение об утверждении схемы расположения земельного участка на бумажном носителе; впоследствии в соответствии с требованиями, установленными приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года, документация, схема расположения земельного участка и решение о ее утверждении оформлены в виде электронного документа для направления в соответствии с пунктом 20 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации в регистрационный орган.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что на момент подачи Чеботаревым С.Н. заявления о перераспределении земельного участка схема расположения земельного участка с кадастровым номером N площадью 1 340 кв. м не могла быть утверждена, ввиду ее отсутствия в форме электронного документа, и датой создания схемы расположения земельного участка будет являться дата ее создания в электронной форме, является необоснованным.
Кроме того, признавая незаконными и отменяя постановления администрации, снимая с кадастрового учета земельный участок, а также возлагая на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка, суд первой инстанции не принял во внимание, что это приведет к нарушению прав и законных интересов многодетных семей, лишенных возможности воспользоваться правом на получение земельных
Согласно разделу 9 указанных Правил предусмотрено, что минимальная площадь земельного участка для личного подсобного хозяйства составляет 600 кв. м.
Площадь испрашиваемого административным истцом к перераспределению земельного участка составляет 599 кв. м, что не позволяет сформировать самостоятельный земельный участок минимальной площадью для его использования под личное подсобное хозяйство. В тоже время, как следует из представленных в материалы дела документов, имелась возможность образовать самостоятельный земельный участок с учетом площади испрашиваемого административным истцом в целях перераспределения земельного участка, что подтверждается в том числе оспариваемым постановлением Выгоничской поселковой администрации от 16 ноября 2020 года N "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для предоставления многодетным семьям в п. Выгоничи". В связи с чем, отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков администрации со ссылкой подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации является обоснованным.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции. Доводы кассационной жалобы на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене апелляционного определения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 5 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чеботарева Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 24 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.