Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бартеневой Ларисы Викторовны на решение Ленинского районного суда города Курска от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Бартеневой Ларисы Викторовны к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя административного ответчика Горловой М.О, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бартенева Л.В, действующая, в том числе, и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО, обратилась в суд с названным административным иском о признании незаконным решения комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области (далее - УМВД России по Курской области) по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 27 ноября 2020 года о снятии их с учета на получение указанной выплаты; просила обязать административного ответчика восстановить их семью на указанную дату на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для принятия оспариваемого решения.
Решением Ленинского районного суда города Курска от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 июля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 ноября 2021 года через суд первой инстанции, Бартенева Л.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование доводов кассационной жалобы указывает на неразрешение судом одного из требований административного иска. Полагает, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Ссылаясь на перечень оснований утраты права для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, который является исчерпывающим, считает, что оснований для снятия ее и дочери с учета в связи со смертью ФИО не имелось. На момент подачи заявления он являлся сотрудником органом внутренних дел, имел стаж работы более 10 лет и нуждался в жилом помещении. Обращает внимание на то, что жилищные условия семьи ФИО не изменились, что не было учтено судами при рассмотрении дела. Полагает необоснованными выводы суда об отсутствии нарушений прав административных истцов, поскольку оспариваемое решение повлекло для них негативные последствия. Указывает также на нарушение сроков изготовления мотивированного решения суда первой инстанции и сроков его направления.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закона N 247-ФЗ) указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата согласно пункту 2 части 2, части 4 статьи 4 указанного Федерального закона предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при установлении его нуждаемости в жилом помещении, определяемой по основаниям, перечисленным в пунктах 1-7 названной нормы, в том числе при обеспечении общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
К членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие названного Федерального закона, если иное не установлено отдельными его положениями, относит: супруга (супругу), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день его гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 247-ФЗ).
В силу части 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты в силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Как установлено судами при рассмотрении административного дела, решением заседания комиссии УМВД России по Курской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным распоряжением УМВД России по Курской области от 12 апреля 2013 года N, ФИО с семьей в составе 3-х человек (он, супруга Бартенева Л.В, дочь ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения) были поставлены на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 8 ноября 2012 года. Стаж службы на 8 ноября 2012 года составлял 24 года 2 месяца 11 дней. Нуждался в жилом помещении, так как был зарегистрирован по месту пребывания и проживал с супругой и дочерью в служебной квартире УМВД России по Курской области на основании договора найма служебного жилого помещения от 13 июля 2012 года N по адресу: "адрес".
Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ФИО не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) ФИО. и члены его семьи не имели.
На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы ФИО не состоял.
Приказом ОМВД России по Золотухинскому району от 17 февраля 2017 года N ФИО уволен в связи с уходом на пенсию с 17 февраля 2017 года, стаж службы ФИО на момент увольнения составлял 28 лет 5 месяцев 27 дней в календарном исчислении.
Решением заседания комиссии УМВД России по Курской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным распоряжением УМВД России по Курской области от 27 ноября 2018 года N внесены изменения в учетное дело ФИО на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приобщением приказа ОМВД России по Золотухинскому району Курской области от 17 февраля 2017 года N о календарной выслуге ФИО равной 28 годам 5 месяцам 27 дням и копии пенсионного удостоверения.
ФИО скончался ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельству о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ причина смерти не установлена, что следует из медицинского свидетельства о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного "данные изъяты" N.
Протоколом заседания комиссии УМВД России по Курской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 27 ноября 2020 года, утвержденным распоряжением УМВД России по Курской области от 30 ноября 2020 года N, принято решение о снятии ФИО с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду отсутствия оснований предоставления единовременной социальной выплаты членам семьи ФИО, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением порядка и процедуры его принятия, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административных истцов, так как действующим законодательством не предусмотрено перехода права на получение единовременной социальной выплаты к членам семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, который в период службы или после ее оставления принят на учет в качестве имеющего право на получение указанной выплаты и умер до ее получения.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Как следует из статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ, право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения имеют сотрудники, стаж службы которых в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет в календарном исчислении, при установлении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий, определяемой в соответствии с критериями, предусмотренными частью 2 данной статьи; такая выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи и только один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел; право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (части 1, 4, 6); единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 2 данной статьи (часть 3).
Таким образом, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, будучи адресованным в первую очередь сотрудникам органов внутренних дел как лицам, непосредственно исполняющим функции по охране законности и правопорядка и принимающим на себя все риски, связанные с характером службы, при определенных условиях сохраняется и за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, а также за членами семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
При этом статья 4 Федерального закона N 247-ФЗ не содержит (и в ранее действовавшей редакции не содержала) каких-либо предписаний, касающихся перехода права на получение единовременной социальной выплаты к членам семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, который в период службы или после ее оставления был принят на учет в качестве имеющего право на получение указанной выплаты и умер до ее получения. Отсутствуют соответствующие предписания и в статье 6 данного Федерального закона, предусматривающей условия предоставления жилого помещения по договору социального найма сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей либо предоставление по желанию сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В отношении членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, применяется норма пункта 2 части 4 статьи 12 названного Федерального закона, которая устанавливает общее правило предоставления социальных гарантий, предусмотренных данным Федеральным законом для членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в случае его смерти.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ право на социальные гарантии, установленные указанным Федеральным законом членам семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицам, находящимся на иждивении сотрудника, гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, сохраняется за ними в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до истечения одного года после его увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В этом случае, члены семьи погибшего (умершего) сотрудника, в соответствии с абзацем вторым подпункта "а" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты дополнительно представляют копии свидетельства о смерти сотрудника и заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с увечьем или иным повреждением здоровья, полученными в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Таким образом, обеспечение семьи умершего сотрудника органов внутренних дел, может иметь место только по основаниям указанным в пункте 2 части 4 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ и при условии наличия причинно-следственной связи факта смерти сотрудника и выполнения им служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Как следует из материалов дела, причинно-следственная связь смерти ФИО с выполнением им служебных обязанностей, либо заболеванием, полученным в период прохождения службы в органах внутренних дел, не установлена. Такое заключение военно-врачебной комиссии не выносилось, хотя из положений пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты оно является обязательным документом, необходимым для реализации установленных законом гарантий предоставления членам семьи умершего сотрудника жилого помещения.
В связи с изложенным, действия административного ответчика соответствовали требованиям действующего законодательства, и суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного административного иска.
Согласно подпункту "д" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
В части 3 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ закрепляются гарантии членов семьи сотрудника перечисленные в пункте 2 части 4 статьи 12 Федерального закона N 247-ФЗ, а часть 6 статьи 14 названного Федерального закона сохраняет права за сотрудником уволенным с правом на пенсию и принятым в период прохождения им службы.
Административные истцы не относятся к лицам указанным в частях 3, 6 статьи 14 Федерального закона N 247-ФЗ, так как право на получение единовременной социальной выплаты в случае смерти сотрудника за членами его семьи не сохраняется.
Таким образом, доводы административного истца о том, что пункт 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты не содержат такого основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты, как смерть последнего, являются необоснованными.
Отсутствие в решении от 30 ноября 2020 года N указания на подпункт "д" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, как на основание снятия семьи ФИО с учета для предоставления единовременной социальной выплаты, основанием для его отмены не является, так как не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения административного ответчика.
Доводы кассационной жалобы о неразрешении требований о признании незаконным распоряжения УМВД России по Курской области от 30 ноября 2020 года N опровергаются содержанием мотивировочной части решения.
Позиция Бартеневой Л.В. о том, что судом первой и апелляционной инстанции нарушены нормы процессуального права основан на ошибочном толковании действующих правовых норм, противоречит материалам дела, являлся предметом обсуждения в суде апелляционной инстанции, в апелляционном определении ему дана надлежащая оценка.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения (определения) суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения, принятого судом первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы о нарушении сроков изготовления мотивированного решения суда первой инстанции и сроков его направления опровергаются материалами административного дела. Решение в окончательном виде изготовлено в пределах установленного частью 2 статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, его копия выслана в срок, предусмотренный частью 4 статьи 182 названного Кодекса, что не препятствовало административному истцу подать апелляционную жалобу в установленный срок.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств, не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных истцов в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 6 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бартеневой Ларисы Викторовны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.