Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шиша К.С. на решение Каширского городского суда Московской области от 16 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шиша К.С. к ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области об оспаривании постановлений о признании злостным нарушителем.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Гайдарова М.Б, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шиш К.С. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными решения:
- заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 4 мая 2021 года о признании Шиша К.С. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в виде принудительных работ, в связи с нарушением требований пункта "а" части 2 статьи 60.15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и водворении в помещение для содержания нарушителей сроком на 15 (пятнадцать) суток;
- заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 13 мая 2021 года о признании Шиша К.С. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в виде принудительных работ, в связи с нарушением требований пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ, и водворении в помещение для содержания нарушителей сроком на 15 (пятнадцать) суток.
В обоснование требований Шишом К.С. указано на необоснованность оспариваемых актов, вмененных проступков не совершал, спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества не употреблял. Доказательств употребления им спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ не имеется. Выводы должностного лица основаны на предположении, что не допустимо. Пункт "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ не предусматривает признание лица, отбывающего наказание в виде принудительных работ, злостным нарушителем, в связи с его отказом от прохождения медицинского освидетельствования. Находясь на медицинском освидетельствовании, он дважды продувался, от его прохождения не уклонялся, и выполнял все необходимые действия, предусмотренные для прохождения этой процедуры. Указанная процедура не может быть проведена принудительно, её прохождение является правом, а не обязанностью гражданина, что гарантировано Конституцией Российской Федерации.
Решением Каширского городского суда Московской области от 16 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 сентября 2021 года, административные исковые требования Шиша К.С. удовлетворены частично: признано незаконным постановление заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 4 мая 2021 года о признании Шиша К.С. злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания в виде принудительных работ, в связи с нарушением требований пункта "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ, и постановление от 4 мая 2021 года о водворении осужденного в помещение для нарушителей сроком на 15 (пятнадцать) суток.
В удовлетворении административного иска в части признания незаконным постановления заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 13 мая 2021 года о признании Шиша К.С. злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания в виде принудительных работ, в связи с нарушением требований пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ и постановления от 13 мая 2021 года о водворении осужденного в помещение для нарушителей отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 ноября 2021 года Шишом К.С, через суд первой инстанции, оспаривается законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении требований, ставится вопрос об их отмене, принятии по делу нового судебного акта.
Доводы кассационной жалобы указывают на отсутствие протокола об административном правонарушении в связи с нахождением в состоянии алкогольного опьянения; правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ), по мнению заявителя, на него не распространяются ввиду того, что предусмотрены для применения в отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Стороны в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что, в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению кассационных жалобы, представления. Явка сторон не признавалась обязательной.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, Шиш К.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее судим 25 ноября 2015 года Красногорским городским судом Московской области по статье 15 части 2 пункту "в", статье 228 части 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 2 годам лишения свободы условно с испытательным срокам 4 года; 28 сентября 2016 года Красногорским городским судом по статье 30 части 3, статье 228.1 части 1 пункту "г", статье 74 части 5, статье 70 УК РФ к 7 годам 2 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Постановлением Печорского городского суда Республики Коми от 14 мая 2020 года Шишу К.С. заменена не отбытая часть наказания более мягким видом наказания - принудительными работами на срок 3 года 3 месяца 17 дней с удержанием 10% из заработной платы в доход государства.
29 мая 2020 года Шиш К.С. прибыл в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области.
Согласно рапорту N 21 инспектора УФЦ ФКУ ИК-1 Шевченко Д.А. от 2 мая 2021 года, при личной беседе в исправительном центре 2 мая 2021 года в 18 ч. 30 мин. у осужденного Шиша К.С. были выявлены признаки алкогольного опьянения. Алкотестор показал наличие 0, 7 и 0, 8 мг. В результате было принято решение об освидетельствовании Шиша К.С. в ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 28". Находясь в медицинском учреждении, Шиш К.С. отказался от медицинского освидетельствования.
Из акта комиссии исправительного цента N 1 УФСИН России по Московской области от 13 мая 2021 года следует, что Шиш К.С. отказался давать объяснения по факту нарушения требований пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ и оказании неповиновения администрации центра при прохождении медицинского освидетельствования на наличие алкогольного опьянения.
Актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) от 2 мая 2021 года N 174, составленного психиатром-наркологом ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 28", подтвержден отказ Шиша К.С. от прохождения медицинского освидетельствования.
Протоколом N 13 заседания дисциплинарной комиссии в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области от 13 мая 2021 года Шиш К.С. в связи с нарушением пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ по факту оказания неповиновения представителям администрации и отказа от прохождения медицинского освидетельствования, признан злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания.
Постановлением врио заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 4 мая 2021 года по факту прибытия Шиша К.С. 2 мая 2012 года в исправительный центр с явными признаками алкогольного опьянения и его отказа от прохождения медицинского освидетельствования в ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 28", что подтверждается актом медицинского освидетельствования от 2 мая 2021 года N 174 и видеозаписью с мобильного телефона, употребления спиртных напитков и нарушением им пункта "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ на основании части 3 статьи 60.15 УИК РФ Шиш К.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На постановлении стоит подпись осужденного об объявлении ему этого постановлении.
Постановлением врио заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 4 мая 2021 года, в связи с указанным нарушением пункта "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ осужденный Шиш К.С. за нарушение установленного порядка отбытия наказания водворен в помещение для нарушителей сроком на 15 (пятнадцать) суток без вывода на работу.
Актом комиссии ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области от 13 мая 2021 года подтверждается, что осужденный к принудительным работам Шиш К.С. отказался дать объяснение по факту оказания неповиновения администрации исправительного центра 2 мая 2021 года при прохождении медицинского освидетельствования на наличие алкогольного опьянения.
Постановлением врио заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 13 мая 2021 года по факту прибытия 2 мая 2012 года Шиша К.С. в исправительный центр с явными признаками алкогольного опьянения и его отказа в ГБУЗ МО "Психиатрическая больница N 28" от прохождения медицинского освидетельствования, что подтверждается актом медицинского освидетельствования от 2 мая 2021 года N 174 и видео с мобильного телефона, оказанием им неповиновения представителям администрации исправительного центра и нарушением пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ, на основании части 3 статьи 60.15 УИК РФ, Шиш К.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На постановлении стоит подпись осужденного Шиш К.С. об объявлении ему 13 мая 2021 года этого постановления, с которым он не согласен.
В Каширский городской суд направлено представление ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области от 13 мая 2021 года о замене осужденному Шишу К.С. не отбытой части наказания к принудительным работам на лишение свободы, которое находится на рассмотрении суда.
Постановлением врио заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 13 мая 2021 года в связи с указанным нарушением пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ осужденный Шиш К.С. за нарушение установленного порядка отбытия наказания водворен в помещение для нарушителей до решения суда без вывода на работу. Постановление согласовано с Каширским городским прокурором, что подтверждается подписью на постановлении и объяснениями представителя административного ответчика.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования в части признания незаконным постановления заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 4 мая 2021 года о признании Шиша К.С. злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания в виде принудительных работ, в связи с нарушением требований пункта "а" части 2 статьи 60.15 УИК РФ, и постановление от 4 мая 2021 года о водворении осужденного в помещение для нарушителей сроком на 15 (пятнадцать) суток, исходил из того, что административный ответчик не опроверг доводов административного истца о том, что Шиш К.С. не находился в алкогольном опьянении. Сотрудники исправительного центра для определения алкогольного опьянения у Шиша К.С. использовали прибор, не прошедший поверку. Показания этого прибора, видеозапись, рапорт и показания свидетелей с достоверностью не свидетельствуют о нахождении Шиша К.С. в алкогольном опьянении. Для подтверждения алкогольного опьянения он был направлен на медицинское освидетельствование в медицинское учреждение. Психиатр-нарколог не подтвердил наличие алкогольного или иного опьянения у административного истца, составив акт отказа от медицинского освидетельствования. Не представлено объективных и достоверных доказательств нахождения Шиша К.С. в алкогольном опьянении.
Отказывая в удовлетворении требований в части административного иска о признании незаконным постановления заместителя начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Московской области Кирова В.А. от 13 мая 2021 года о признании Шиша К.С. злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания в виде принудительных работ, в связи с нарушением требований пункта "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ, и постановления от 13 мая 2021 года о водворении осужденного в помещение для нарушителей, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции с соблюдением установленного порядка, основанием для вынесения которого послужило нарушение административным истцом порядка отбывания наказания, объективно подтвержденное результатами медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, отметив, что фактически доводы административного истца сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, оценкой фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно пункту "в" части 2 статьи 60.15 УИК РФ злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются: неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления.
Часть 3 названной статьи предусматривает, что осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра.
Согласно обстоятельствам административного дела, факт правонарушения (пункт "в" часть 2 статья 60.15 УИК РФ) подтвержден материалами дела, в том числе, рапортами сотрудников, актом освидетельствования. Обязанность составления протокола о правонарушении (о неповиновении представителя администрации исправительного центра) уголовно-исполнительным законом не предусмотрена.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела и требованиям закона.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию стороны в судах, которой в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям законности и обоснованности, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Каширского городского суда Московской области от 16 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шиша К.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.